Факторы управленческой способности. Чему учат три года войны в Украине

Наталия Алюшина, Глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы
Функционирование системы публичного администрирования во время войны я бы сравнила с бегом с отягощениями. Это – самый сложный вид бега, во время которого спортсмен выходит на дистанцию в специальном жилете с пластинами. Бегун тратит больше сил, но достигает более высокой интенсивности тренировки и более заметных результатов.
Конечно, между спортом и украинскими реалиями есть принципиальная разница. Атлет в конце дистанции останавливается, снимает отягощение и возвращается к нормальной жизни. Вместо того моя страна больше 1100 дней не имеет права на остановку, или хотя бы передышку.
В течение этого времени украинская система государственного управления действует в условиях полномасштабной войны с рф. Несмотря на жесткое давление мы должны противостоять врагу, выполнять внутренние социальные обязательства и сохранять доверие международных партнеров.
Относительно управленческой слаженности и открытости к гражданскому диалогу
Украинская государственная служба была вынуждена проявить устойчивость и фундаментальную прочность. Иначе государства бы давно не было. Это признают как украинцы, так и международные партнеры. Мы привыкли к рискам, научились определять тактические и стратегические цели и достигать результатов. Это произошло за счет адаптивности институтов, но главным образом – благодаря самоотверженности и профессионализму тысяч публичных служащих.
Впрочем, на четвертом году большой войны становится заметно, что стартового потенциала мало, чтобы и в дальнейшем так же эффективно противостоять рискам. Даже большие страны с действенными управленческими системами, какой, безусловно, является Украина, истощаются и нуждаются в кадровых и институционных трансформациях. Учитывая это, выделим два комплексных фактора военного времени, которые требуют усиленного внимания, поскольку существенно влияют на управленческую способность.
Первый – физическое и психологическое истощение публичных служащих. В условиях стресса люди быстро выгорают и теряют мотивацию. На публичной службе эти процессы более выразительны, чем в частном секторе. Ведь работники государственных и муниципальных учреждений имеют более высокий уровень ответственности и больше установленных законом ограничений. Они не могут, как другие граждане, в любой момент взять отпуск и вместе с близкими восстановить психологическое равновесие. Зато потеря опытных служащих ослабляет институционную мощь государства.
Второй фактор, ощутимый для системы публичного управления, определяют комплексные политические риски. Мы ощущаем, что после определенного периода активной войны общество становится более уязвимым к политическим раздражителям. Общественное равновесие начинают нарушать уныние и апатия. Причины – на поверхности. Каждый день гибнут наши военные и гражданские. Часть наших территорий оккупирована, а захваченные там украинцы являются заложниками россиян. Миллионы семей разлучены из-за выезда жен, матерей и детей на чужбину…
Граждане болезненно воспринимают то, что их государство пока не способно кардинально изменить ситуацию. И что международные партнеры включают кремлевского преступника в переговоры, вместо того, чтобы наказать за очевидные для цивилизованного мира преступления. Эти процессы усиливают в обществе политическую турбулентность, которая влияет негативно на институционную устойчивость. Люди ощущают отчаяние и поэтому частично теряют доверие к собственному государству и управленцам, которые его представляют.
Почему государственные институты – не "золотая" клетка для избранных, а гражданский "open space"
В таких сверхсложных условиях ключевая задача публичной службы – демонстрировать обществу управленческую слаженность и открытость к гражданскому диалогу. Речь идет об усилении и обновлении кадрового потенциала публичной службы, активизации общественного взаимодействия, интегрировании гражданских инициатив в государственные учреждения.
Отдельное чрезвычайно важное направление – сохранение кадровой основы публичной службы, предупреждение профессионального выгорания, в частности, через массовое внедрение программ ментального здоровья.
Необходимо убедить общество в том, что государственные институты – не "золотая" клетка для избранных, а "open space" для гражданского комьюнити. Для этого важно приблизить ценности публичной службы к пониманию людей, повысить ее привлекательность как места работы в глазах квалифицированных специалистов из бизнес-среды, а также – выпускников университетов. В этом контексте вспоминаю как удачный пример организацию нашей командой НАГС ряда массовых мероприятий для студенческой молодежи под лозунгом "Присоединяйся. Публичная служба – это твое".
Война обостряет запрос людей на справедливость и добропорядочность. Государство должно каждому предоставить возможность выявить в себе такие ценности, заявить о них вслух и приобщиться к команде изменений на локальном или центральном уровне.
Один из задействованных нами на этом пути инструментов – национальный кадровый Резерв восстановления. Мы создали его в виде цифрового портала. Туда может подать резюме любой украинец, который желает стать публичным служащим во время войны или после ее завершения. Заявителя зачисляют, если он соответствует нескольким критериям относительно гражданства и образования. Сейчас в Резерве восстановления зарегистрированы резюме более трех тысяч украинцев.
Рассматриваем Резерв не просто как кадровый инструмент. Это – еще и маркер политического доверия граждан к государству. Мы никого не заставляем трудоустраиваться, если появляются соответствующие вакансии. Нам достаточного того, что люди регистрируются и этим публично связывают себя с собственной страной.
О Life-long learning, роли профессионального обучения и силе персонализированного лидерства
Важным направлением нашей институционной устойчивости является актуализация доброчестности как принципа публичной службы. В Украине это – топ-ценность и один из маркеров измерения компетентности государственного служащего. Замечу, что согласно опросам НАГС, 44% всех наших госслужащих называют доброчестность ключевой ценностью в работе и в жизни.
Отдельным чрезвычайно важным фактором управленческой способности публичной службы является усиление системы профессионального образования. Мы продвигаем среди публичных служащих концепцию непрерывного обучения Life-long learning. Оттачиваем их профессиональную квалификацию, учим иностранным языкам, настраиваем психологическую выносливость...
В течение 2024 года в нашем образовательном хабе по профессиональному обучению – Высшей школе публичного управления - повысили квалификацию около 30 тысяч управленцев. А в проекте НАГС "Eng4PublicService" 25,5 тысяч моих коллег бесплатно изучают английский на онлайн-платформе швейцарской образовательной корпорации EF.
Чрезвычайно актуальной задачей я считаю оптимизацию рабочих процессов в органах государственной власти. В условиях нехватки ресурсов это безальтернативная опция для любого учреждения. Обучаем государственных служащих категории "А" ( Высшего корпуса государственной службы) навыкам LEAN-мышления, лидерства в анализе и оптимизации типичных рабочих процессов, трансформациям и стратегиям масштабирования, управлению сопротивлением во время внедрения изменений…
Один из последних вызовов – использование на публичной службе возможностей искусственного интеллекта. Речь идет об анализе больших массивов данных, поиске закономерностей и трендов, предусмотрении и предотвращении чрезвычайных ситуаций, обеспечении безопасности граждан путем обработки данных из камер видеонаблюдения...
Кроме профессиональных знаний и навыков, важным фактором управленческой устойчивости является способность публичных служащих к персонализированному лидерству. Страна знает тысячи случаев уникального лидерства моих коллег. Их поступки заставили украинцев увидеть в публичном секторе опору гражданского общества. Это ощутимо усиливает управленческую мощь государства.
P.S.
Возвращаясь к аналогии с бегом, отмечу, что Украина даже в сверхкритических условиях способна преодолеть определенную ей дистанцию. Даже если и окажется ультрамарафонской. Для этого необходимо получить то, что делает нас сильнее. И – избавиться от лишнего, что нас тормозит и сжигает наши силы. При таких условиях – победим.