Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

Муса Магомедов, народный депутат Украины, Председатель Подкомитета по вопросам промышленной политики Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития
В преддверии введения углеродного механизма CBAM Украина должна мобилизовать все ресурсы — от Кабинета Министров и Верховной Рады до бизнес-сообщества. Без капли иронии — Украина искренне поддерживает амбициозные цели Европейского Союза по Зеленому курсу и климатической нейтральности к 2050 году, а также признает логику принципа CBAM: «кто больше загрязняет — тот больше платит». Однако для страны, которая уже четвёртый год ведет изнурительную войну за свое существование и безопасность всей Европы, этот инструмент несет не стимулы, а риск полномасштабной экономической катастрофы.
CBAM как часть Зеленого курса ЕС должен сделать импорт в Евросоюз «климатически справедливым». Формально — всё логично: ЕС защищает собственных производителей и стимулирует экологический переход в мире. Но с точки зрения украинских производителей, механизм не учитывает главное: Украина — не просто страна, которая ещё не модернизировалась. Мы — страна, втянутая не по своей воле в крупнейшую войну в Европе за последние 80 лет.
Представьте себе типичное предприятие в каком-то промышленном украинском городе. Завод частично разрушен обстрелами, часть персонала мобилизована или уехала за границу — кадровый голод. Электричество — по графику. Логистика — на грани срыва. Удержание позиций на международных рынках — подвиг. Работа такого завода сегодня — не про прибыль, а про выживание. И вот в таких условиях государство должно объяснить ему, что теперь его продукция будет дополнительно облагаться существенным сбором при экспорте в ЕС.
Украинские экспортеры уже работают в беспрецедентных условиях: обстрелы, перебои с электроснабжением, дорогая и сложная логистика, острая нехватка кадров, отсутствие доступа к дешевым кредитам и инвестициям, колоссальный рост стоимости страхования. И теперь — еще и необходимость платить за CBAM-сертификаты за каждую тонну углерода. Для многих компаний это станет не просто бременем, а фатальным ударом.
Более того, речь идет не только о судьбе отдельных предприятий, а об угрозе обрушения целых промышленных регионов, где металлургия и химическая промышленность обеспечивают валютную выручку, рабочие места и налоги на оборону.
Отсрочка — не каприз
CBAM исходит из предположения, что страны-экспортеры имеют время и средства на модернизацию. Украина же в это время чинит электростанции и подстанции после воздушных атак, вывозит оборудование с прифронтовых предприятий, экстренно обучает женщин горному делу, так как мужчины на фронте, ищет новые логистические маршруты — старые под ударами — и кредитуется не на «зеленые» технологии, а на элементарный ремонт цехов. Время, которое ЕС потратил на разработку таксономии и водородных технологий, украинские заводы тратили на выживание.
Мы не ставим под сомнение важность климатической политики. Украина остается приверженной целям Парижского соглашения. Однако сегодня нашей промышленности прежде всего нужен временной ресурс. Не отмена CBAM, а минимум пятилетняя отсрочка. Это не преференция и не льгота — это реалистичный компромисс, который даст возможность украинским предприятиям адаптироваться и сохранить экономическую основу для восстановления страны.
Украина имеет все юридические основания просить такую отсрочку. Согласно части 7 статьи 30 Регламента ЕС № 2023/956, в случае форс-мажора, вызванного непредвиденными событиями, государство может получить исключение из CBAM. И полномасштабное вторжение России — это как раз такое событие: спровоцированное извне, разрушительное и неподконтрольное ни Украине, ни её партнёрам.
Критерию разрушительных последствий для экономической и промышленной инфраструктуры мы, к сожалению, также соответствуем. Прямой экономический ущерб Украины на ноябрь 2024 года по данным независимого исследования KSE Institute составил $170 млрд.
Энергетический сектор понес убытки в $14,6 млрд — разрушена или повреждена значительная часть генерирующих мощностей, высоковольтных подстанций и ключевых объектов нефтегазовой инфраструктуры. Общие потери промышленности, строительства и сферы услуг — ещё $14,4 млрд. Разрушено или существенно повреждено почти 500 крупных и средних предприятий. С тех пор ситуация только ухудшилась.
С февраля 2022 года у нас не было возможности модернизировать производство или реализовать системную декарбонизацию. Всё, что мы могли — пытаться выжить.
С 2026 года, с момента полноценного запуска CBAM, Украина может потерять $790 млн. А к 2030 году — почти $5 млрд. Эти цифры не просто ухудшают экономические перспективы — они ставят под угрозу само будущее украинской промышленности.
По оценке, проведенной при поддержке Конфедерации промышленности Дании (DI) и New Democracy Fund, под угрозой окажутся свыше 70 тысяч рабочих мест, $2,8 млрд налоговых поступлений и 4,8% ВВП. Экспорт в ЕС сократится минимум на 8%. CBAM также нанесет инвестиционный удар — только металлургия может недополучить до $2,7 млрд инвестиций в 2026–2030 гг.
Дальше — хуже. С ростом стоимости выбросов углерода в ЕС, а значит — CBAM-сертификатов, негативные последствия усилятся. По прогнозам, к 2030 и в середине 2030-х это может привести к снижению ВВП на 6,1% и 6,3%, падению экспорта в ЕС на 9,8% и 10,1%, сокращению перерабатывающей промышленности на 16,7% и 17,1%. Бюджет недосчитается $3,5–3,6 млрд, а потери рабочих мест достигнут почти 120 тысяч.
Это не «нормальная цена» за зеленую трансформацию — это экономический кризис на фоне войны и предстоящего, тяжелейшего восстановления.
Что делать — Украине и ЕС
Во-первых, украинское правительство должно официально обратиться в Еврокомиссию с просьбой о пятилетней отсрочке. Это даст возможность создать систему мониторинга выбросов, запустить пилотные проекты по декарбонизации, организовать поддержку для производителей.
Во-вторых, Украине необходим доступ к европейским фондам на экологическую модернизацию. В 2023–2024 годах страны ЕС выделили более €10,5 млрд на трансформацию сталелитейной отрасли. Для украинских предприятий — особенно в прифронтовых зонах — такая грантовая и экспертная поддержка — вопрос выживания.
Третье – необходима политическая воля со стороны ЕС. Предоставление отсрочки — это не потеря лица для Евросоюза. Это жест солидарности, соответствующий принципам ЕС и логике общей борьбы против российской агрессии. Климатическая политика не должна противоречить политике безопасности и развития. Отсрочка — это доказательство того, что «Зеленый курс» учитывает реалии войны, а не превращается в бюрократический барьер.
ЕС должен понимать: без украинской стали их зелёный переход станет дороже. Внезапное сокращение импорта вызовет дефицит и ценовые скачки внутри ЕС, где уже закрываются доменные печи и снижается предложение.
Также важен фактор безопасности. Украинская металлопродукция — это броня и бетон укреплений, сдерживающих восточный фланг Европы. Поставить эти производства под угрозу — значит ослабить оборону континента.
«Зеленый курс» не должен превратиться в «зеленый барьер»
CBAM в нынешнем виде рискует стать торговой стеной между Украиной и ЕС. То, что для Франции или Германии — логичный шаг к климатической нейтральности, для Украины — страны-кандидата и жертвы самой разрушительной войны с 1945 года — может стать точкой невозврата.
Это не имеет ничего общего с климатической политикой. Цель ЕС — стимулировать устойчивое развитие, а не душить страну-партнёра, которая воюет за общие ценности.
Мы предлагаем «зелёный режим солидарности» — отсрочку, механизм временных исключений и экспертную, техническую поддержку для Украины. И призываем европейских партнёров поддержать эту идею.
Недавно Комитет Верховной Рады по экономическому развитию обратился к Правительству с просьбой уполномочить Министерство экономики Украины на ведение официальных переговоров с ЕС о предоставлении специального режима (дерогации) в рамках CBAM согласно части 7 статьи 30 Регламента 2023/956 Европейского Парламента и Совета от 10 мая 2023 года — с отсрочкой CBAM для Украины на период военного положения и минимум пять лет после его окончания.
Парадоксально, но именно отсрочка CBAM даст украинской экономике шанс действительно стать «зелёной» в будущем. Это позволит пройти модернизацию, привлечь инвестиции и сохранить экспортную подушку. Без неё украинская сталь и удобрения потеряют конкурентоспособность уже через два года, запустив цепную реакцию свертывания производств и налоговых поступлений.
Украина не оспаривает суть CBAM и не ищет «лазеек». Мы стремимся быть частью европейского климатического будущего, но не ценой социального коллапса и потери обороноспособности. Пять лет - это не отказ от реформы, это возможность сделать ее по-взрослому: с понятными правилами, реальными инвестициями и рабочими местами, которые переживут войну.
Сегодня на кону не абстрактные тонны CO₂, а конкретные жизни людей и стабильность региона. Если «Зеленое соглашение» - это о справедливости и солидарности, самое время доказать это на практике. Если Европа поддержит нашу отсрочку, мы докажем: украинская промышленность может быть и сильной, и зеленой. Но для этого нам нужно время, а не ценник, который убьет шанс на модернизацию.