Интерфакс-Украина
11:49 29.05.2020

Автор: ОЛЕГ КУЛИНИЧ

Медицинская реформа: где мы свернули не туда?

4 мин читать
Медицинская реформа: где мы свернули не туда?

Олег Кулинич,  народный депутат Украины, председатель депутатской группы "Довира"

 

С 2017 года в Украине начались системные изменения в медицине. Почти все учреждения здравоохранения изменили свой статус с бюджетных на коммунальные неприбыльные предприятия. Это дало им возможность самостоятельно распоряжаться своими средствами, принимать решение о штате, заключать договоры на разного рода услуги с другими субъектами хозяйствования и не тратиться на собственное производство таких услуг (питание, стирка и т.д.).

Реформа на "первичке" - состоялась

Главный врач, соответственно, наконец может быть хозяйственником, которому важно, сколько средств больница тратит на электроэнергию и отопление, он может искать варианты энергосбережения и экономии средств. Также это позволило больницам закупать оборудование и делать ремонты за сэкономленные средства. Это тот этап реформы, который ни в коем случае нельзя отыгрывать назад. Ведь, по замыслу реформы, лучшая больница получает больше пациентов - а соответственно, и больше средств.

На первом этапе подписано 28 млн деклараций с семейными врачами, а семейные врачи получают средства за каждого пациента. Конечно, реформа на первичном звене тоже имела свои просчеты и недостатки, которые болезненно воспринимались обществом, но в целом ее можно считать успешной. И главная причина этого - хорошее финансирование. Из всех выделенных денег на всю медицинскую помощь, а без учета COVID-19 - это 73 млрд гривен - на первичку направлено 18 млрд. И это при том, что этот вид медицинской помощи наименее затратный, ведь не предусматривает проведения оперативных вмешательств, сложной диагностики с использованием дорогостоящих методов исследования и т.д.

Впрочем, пока крайне важно простимулировать ту часть населения, которая до сих пор не заключила деклараций с семейными врачами - наконец это сделать. Ведь, по факту, около 10 млн человек еще не имеют своего семейного врача и фактически, с полноценным запуском второго этапа медицинской реформы, останутся без доступа к медицинской помощи (кроме экстренной). Важно, в рамках того аудита, о котором говорит Минздрав, посчитать, хватит ли семейных врачей для всех, ведь еще на старте первого этапа, по предварительным подсчетам, врачей не хватало где-то для 5 млн населения.

Что не так с реформой "вторички"?

Реформа вторичного звена (городские, районные, областные больницы, психиатрические больницы, противотуберкулезные больницы, онкологические больницы, специализированные лечебные учреждения), которая стартовала с 1 апреля, к сожалению, пока вызывает значительное беспокойство. Уже первый месяц реформы на вторичном уровне показал целый ряд проблемных моментов, требующих немедленной корректировки:

Тарифы, не соответствующие действительности. Тарифы на медицинские услуги просчитывались исходя не из методики расчета, которая должна была быть утверждена Кабмином, а - из имеющегося финансирования. Возьмем, например, тариф на консультацию врача - 49 грн. Как и из чего он формировался? Очень просто: все средства, которые остались после распределения на все пакеты, просто поделили на количество консультаций врачей, которые были в 2018 году. Таким образом, вышла плата за консультацию врача - 49 грн.

Чтобы снова не повторять таких ошибок, Национальная служба здоровья должна выполнить свою основную функцию и цель: разработать методику расчета тарифов и посчитать стоимость медицинских услуг. Это нужно делать прямо сейчас: не останавливая реформу в целом, но корректируя ее.

Финансирование инфекционных больниц, психиатрических клиник, противотуберкулезных учреждений и реабилитационных центров тоже имеет ряд проблем. Неправильно к таким учреждениям применять принцип оплаты "за пролеченный случай". Если мы говорим об инфекционных больницах, то должны понимать, что спрогнозировать заранее, сколько и каких будет инфекционных больных - невозможно, и пандемия COVID-19 это четко доказала. Если бы на момент начала пандемии уже год-два работал бы второй этап реформы - нам негде и некому было бы спасать людей.

В рамках второго этапа реформы в приоритетном положении и с лучшим финансированием оказались опорные больницы, которые определены постановлением Кабмина. Но в регионах до сих пор много жалоб на то, как определялись эти опорные больницы, ведь никаких критериев для такого определения не существует. Совершенно очевидно, что этот перечень опорных учреждений требует пересмотра и применения действительно четкой системы критериев. Новому руководству Министерства здравоохранения целесообразно сделать это как можно скорее.

В реформе нельзя под копирку уравнивать всех. Нужно учитывать специфику каждого вида заболеваний, а также квалификацию врача, оказывающего медицинскую помощь, потому что сейчас идет "уравниловка". Нужно учитывать и местность, где находится больница. К примеру, маломощная больница функционирует в горной местности. Но государство все равно обязано ее содержать, если это единственная больница, к которой скорая довезет за 30-40 минут. В тарифе должен быть заложен и повышенный коэффициент для специализированных больниц.

К сожалению, на сегодняшний день, кроме заявлений и пресс-конференций нет ни одного нормативного документа, который бы показывал, что и как планирует изменить Министерство здравоохранения. И ни одна больница до сих пор не знает, по каким механизмам и критериям она будет получать финансирование.

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА