Интерфакс-Украина
17:53 28.07.2020

Автор: АЛЕКСАНДР КАВА

Правительство должно заняться развитием скоростного железнодорожного сообщения

5 мин читать
Правительство должно заняться развитием скоростного железнодорожного сообщения

Александр Кава, транспортный эксперт 

 

 

В начале XXI века Украина сделала большой шаг в развитии скоростных железнодорожных перевозок. Уже в августе 2002 года был запущен первый скоростной дневной поезд "Столичный экспресс" по маршруту Киев - Полтава - Харьков. Это был первый шаг к созданию в стране сети дневных скоростных поездов. Ведь до этого в нашей стране развивались только ночные поезда.

Первый дневной скоростной поезд сократил время в пути между Киевом и Харьковом с почти 10 часов до 5 часов 55 минут, впервые предоставив гражданам возможность съездить на полдня в Киев и Харьков без необходимости ночевать в поезде. Поезд быстро стал востребованным и популярным. Особую выгоду от нового сервиса получили полтавчане поскольку время поездки в Киев для них сократилось до 3 часов при расстоянии 330 км.

Максимальная скорость "Столичного экспресса" была 140 км/ч, а средняя на всем маршруте - превышала 80 км/ч. 

Популярность услуги привела к появлению в августе 2003 года второго "Столичного экспресса" уже на маршруте Киев - Днепропетровск. Средняя скорость этого поезда превысила уже 90 км/ч и он также стал очень востребованным. В наборе услуг этого экспресса появилась возможность перевозки личного автомобиля в вагоне-автомобилевозе, который был включён в состав скоростного поезда.

В августе 2005 года был запущен первый международный ночной скоростной поезд сообщением Киев - Москва, который сократил время поездки между двумя столицами сразу на 5 часов - с 13 часов до 8 часов. А средняя скорость этого экспресса превысила 105 км/ч. Для удобства пассажиров пограничный и таможенный контроль начали проводить на вокзалах, а не среди ночи на границе. Несмотря на стоимость билета сопоставимую со стоимостью авиаперелета, скоростной поезд был очень востребованным.

Следующий этап развития скоростного жд сообщения в нашей стране связан с подготовкой страны к чемпионату Евро-2012. Именно тогда была проведена модернизация для повышения скорости железнодорожных линий между Киевом и городами, где проходили игры чемпионата. На линии были запущены современные скоростные электропоезда "Интерсити+" с максимальной скоростью 160 км/ч, а средняя скорость этих поездов вплотную приблизилась к 120 км/ч. Эти поезда вышли на маршруты Киев - Полтава - Харьков, Киев - Полтава - Донецк и Киев - Львов. Примечательно, что благодаря инвестициям в инфраструктуру время поездки из Киева в Харьков сократилось ещё на полтора часа до 4 часов 27 минут. Позже скоростные электропоезда вышли на маршруты Киев – Днепропетровск и Днепропетровск - Симферополь. 

Потом в сегменте началась стагнация. Планы по модернизации новых линий и значительному увеличению парка скоростных электропоездов остановились. Но даже в таких условиях удалось немного расширить сеть скоростного движения: появились электропоезда "Интерсити+" на маршрутах Киев - Кривой Рог, Киев - Одесса, Киев - Запорожье, Киев - Красноармейск, Киев - Трускавец, Киев - Перемышль и Киев - Винница - Хмельницкий - Тернополь - Львов. Однако из-за недостаточного вложения средств в содержание ранее модернизированных линий, железнодорожники вынуждены были увеличить время поездки на многих направлениях скоростной сети.

Несмотря на то, что развитие сети остановилось, спрос на поездки в скоростных поездах "Интерсити+" стабильно растёт. Многие наши соотечественники уже не могут себе представить поездки по стране без наших электропоездов "Интерсити+". На многие направления билеты разлетаются за долго до дня поездки.

Уверен, что правительство должно вернуться к вопросу развития скоростного железнодорожного сообщения в нашей стране. Очевидно, что "Украинская железная дорога" не может самостоятельно финансировать такие проекты. Примечательно, что и в странах-членах ЕС проекты по развитию железных дорог финансируются напрямую государством. Например, недавно правительство Германии приняло решение о финансировании программы модернизации железной дороги страны на 62 миллиарда евро в период 2020-2029 годов, а также недавно правительство выделило из федерального бюджета страны 1 миллиард евро на приобретение ещё 30 высокоскоростных электропоездов ICE с максимальной скоростью движения 320 км/ч.

Скоростные поезда - это не только повышение мобильности и экономической активности граждан, но также возможность экономии ценного невозобновляемого ресурса - времени граждан. Ведь сэкономленное время многие будут использовать для создания прироста ВВП страны.

Нашему правительству стоит по аналогии с европейскими начать из государственного бюджета страны финансировать проекты по приобретению новых скоростных электропоездов и модернизации железнодорожных линий для повышения скорости движения поездов на существующих и новых направлениях.

Например, дополнительные скоростные электропоезда "Интерсити+" позволили бы увеличить количество рейсов на маршруте Киев - Полтава - Харьков с 3 до 5-6 рейсов в день, запустить дополнительные рейсы на всегда дефицитных маршрутах Киев - Днепр и Киев - Винница - Хмельницкий - Тернополь - Львов, увеличить до двух пар в сутки движение электропоездов на маршруте Киев - Константиновка.

Государственные инвестиции в инфраструктуру для повышения скорости движения необходимы в маршрут Киев - Полтава - Харьков, чтобы сократить время поездки до 4 часов. Модернизация и электрификация линии Красноград - Днепр позволит запустить скоростные "Интерсити+" на маршруте Киев - Полтава - Днепр со временем поездки менее 5 часов. Необходима масштабная модернизация линии Киев - Винница - Хмельницкий - Тернополь - Львов для достижения времени поездки в 5 часов. Есть хороший потенциал по запуску новых "Интерсити+" после завершения электрификации на маршрутах Киев - Николаев (время поездки 5 часов) и Киев - Ивано-Франковск (время поездки 6 часов).

Реализация таких проектов не только повысит инвестиционную привлекательность наших регионов и предоставит гражданам новый уровень комфорта в поездках по стране, но существенно сблизит разные части нашей единой страны.

 

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Аграрная торговля Украина-ЕС: факты для честного диалога

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА