Интерфакс-Украина
11:13 06.08.2020

Автор: ЮЛИЯ СВИРИДЕНКО

От советского наследия к современным стандартам

3 мин читать
От советского наследия к современным стандартам

Юлия Свириденко, первый заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины

 

Рост экономики невозможен без внедрения качественных реформ. Дерегуляция является одной из важнейших реформ для стимулирования конкурентоспособности украинской экономики и ускорения ее роста.

В рейтинге экономической свободы, который ежегодно рассчитывается Wall Street Journal и Heritage Foundation для большинства стран мира начиная с 1995 года, Украина в 2019 году заняла 147-е место, прибавив за год всего 3 позиции.  Одним из факторов, влияющих на рейтинг является эффективность регулирования (свобода бизнеса, свобода труда и монетарная свобода).  Даже по оценке разработчиков индекса экономической свободы Кодекс законов о труде Украины является устаревшим документом, которому не хватает гибкости.

В 2019 году, в рамках комплексной реформы занятости в Украине, Кабинетом Министров Украины был разработан законопроект «О труде», который, к сожалению, был отозван в связи с изменением состава Правительства.  Сейчас мы продолжаем работать над реформой дерегуляции, в частности трудового законодательства, которое унаследовало еще с советских времен большое количество законодательных актов, в том числе Кодекс законов о труде Украины, которому уже почти 50 лет.

Также ситуация с коронавирусом показала, что необходимо переориентироваться и осваивать новые профессии, которые являются наиболее востребованными сегодня, однако украинское законодательство о труде устанавливает ряд бюрократических преград на пути к этому.  В частности, в Украине существует ряд документов, таких как Классификатор профессий, Справочник квалификационных характеристик профессий работников (СКХП) и другие, которые затрудняют доступ к работе и возможность быстрого карьерного роста работников.  Например, по отдельным профессиям для того чтобы получить высокий разряд и, соответственно, повышенную заработную плату необходимо проработать 5-6 лет.  Молодежь не готова так долго ждать возможности карьерного расти и легально получать достойную зарплату.

Еще одной «головной болью», как работодателей, так и государства являются Выпуски СКХП.  Кстати, ни одним законом такой документ не предусмотрен, также не все выпуски есть в открытом доступе и могут иметь несколько квалификационных характеристик на одну и ту же профессию, и такая система работает у нас еще с советских времен.

У работодателей возникает множество вопросов относительно этого документа, в частности какую квалификационную характеристику использовать, где ее найти, действует ли данная редакция, не говоря уже о том, что некоторые из них написаны как минимум 30 лет назад под оборудование и работы, которые уже давно не существуют на рынке труда.

Кроме того, почему-то именно в Общих положениях Выпуска 1 СКХП появляется такой документ, как должностная инструкция, которая, как указано, должна разрабатываться на основе квалификационной характеристики, а не на основе профессионального стандарта, приоритет которого определен даже устаревшим КЗоТ Украины.

Создание условий для легкого трудоустройства, комфортной работы и увеличения легальных доходов работников является крайне важной задачей для Украины.  Именно поэтому Минэкономики совместно с Национальным агентством квалификаций, работодателями, профсоюзами и учеными работают над дерегуляцией Классификатора профессий и Справочника квалификационных характеристик профессий работников, уже создана рабочая группа и представлена дорожная карту реформирования.

Первоначально мы планируем исключить регулятивную функцию действующего Классификатора профессий путем внесения изменений в соответствующие акты.  В дальнейшем необходимо создать и наполнить новый Реестр профессий, который будет доступен для просмотра в удобном формате таблиц с возможностью фильтрации и другой автоматизированной обработки информации.  Реестр будет состоять из «occupation» (видов занятий), иметь разделение на квалификации, содержать ссылки на профессиональный стандарт или квалификационную характеристику, будет связан с Национальной рамкой квалификаций, а также содержать условия допуска к работе.  Кроме того, запланировано определение отраслей / секторов экономики для целей ведения Реестра. Предложенная структура будет полностью удовлетворять потребности рынка труда.

Итак, реформа дерегуляции трудового законодательства является одной из самых ожидаемых и нужных обществу реформ, поскольку позволит снизить уровень тенизации экономики, создать легальные рабочие места, улучшить инвестиционный климат в Украине и повысить позиции нашего государства в международных экономических рейтингах.

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА