Интерфакс-Украина
10:29 01.12.2020

Автор: НАТАЛЬЯ ПОПОВИЧ

Три "P" для успешного прохождения сквозь кризис

5 мин читать
Три "P" для успешного прохождения сквозь кризис

Наталья Попович, основательница группы компаний One Philosophy, соучредитель УКМЦ

 

 

 

Как украинский бизнес в коронакризис ускоряет внедрение новых идей и закаляет жизнестойкость

Бизнес должен зарабатывать деньги, остальное - ересь. Так в свое время считал Милтон Фридман. В августе прошлого года 200 участников ведущей бизнес-ассоциации США Business Roundtable, в частности Apple, Pepsi и Walmart, окончательно отошли от этого подхода и сошлись на том, что бизнес должен и зарабатывать деньги учредителям и акционерам, и генерировать ценность для локальных сообществ, планеты в целом. Поэтому 2019-й год у меня ассоциируется с возникновением парадигмы "P + P" для ведущих компаний мира: прибыль (profit) и большая цель (purpose). В 2020 году в результате пандемии все организации столкнулись с очередным всплеском неопределенности. Чтобы преодолеть эту неопределенность, бизнес должен постоянно развиваться. Так проявилась третья "P" - pioneering или создание и внедрение инноваций.

С осознанием вызовов, с которыми столкнулся украинский бизнес во время COVID-19, мы провели первое в Украине исследование жизнестойкости - серию открытых онлайн-встреч и интервью с 50 владельцами бизнеса и руководителями, которые проводят организации сквозь нынешний кризис. Из общения с первыми лицами мы увидели, что жизнестойкость - это и есть управление бизнесом в парадигме трех "Р".

Оптимизация ради прибыли

Пандемия подтолкнула бизнес к тому, чтобы избавиться от лишнего балласта, оптимизировать необязательные затраты. По результатам нашего исследования, 39% организаций в Украине отказались от части офиса или договорились о пересмотре условий аренды. 23% - сократили расходы на маркетинг и продвижение. Кроме того, 61% руководителей вынуждены были сократить заработную плату или отправить людей в отпуск за свой счет, 42% - уволили часть работников.

И это не все, а только самые распространенные шаги. Виталий Сэдлер, СЕО и соучредитель компании Intellias, рассказал: "Мы наштормили до 80 различных пунктов оптимизации и теперь их реализуем. Планируем накопить финансовую подушку, чтобы инвестировать в посткризисное развитие и иметь резерв для выполнения обязательств и удержания людей в случае, если клиенты будут задерживать выплаты".

Большая цель и ценности - актуальны

Мы увидели, что жизнестойкие организации в Украине не готовы идти на компромиссы касательно ценностей и великой цели бизнеса, они несут ответственность перед сотрудниками и местными сообществами. Так, Владимир Шейко, генеральный директор Украинского института, прокомментировал: "Сейчас как никогда важно дать ощущение цели, чтобы объединить общим делом". "Если тебе трудно - посмотри, кому еще труднее, и подумай, как ты можешь им помочь", - дополнил Виктор Иванчик, основатель и CEO агропромышленного холдинга "Астарта".

Несмотря на то, что пандемия по-разному повлияла на организации в Украине, большинство из них не остались в стороне от решения проблем, которые она вызвала. 45% опрошенных руководителей отметили, что их организации помогали больницам - покупали ИВЛ, средства для индивидуальной защиты, экспресс-тесты, оборудование или предоставляли авто и еду для врачей.

Инновационное мышление против кризиса

Мы воспринимаем инновационность не только в разрезе технологий, а как инновационное мышление, которое касается всех процессов в компании - генерации новых знаний и идей, создания продуктов и подходов, как ради оптимизации расходов, так и для нахождения решений в ответ на новые нужды потребителей.

В результате исследования мы увидели разнообразный опыт, когда компании не только постоянно искали решение, а часто шли против течения, чтобы выплыть. Вместо того, чтобы сократить производство - запускали новые продукты.

К примеру, 71% организаций запустили новые продукты и услуги в коронакризис. 35% намерены внедрить новые прорывные технологии и столько же - изменить или обновить бизнес-модель. Почти треть руководителей отметили, что их организации планируют выйти на новый рынок.

Какие же изменения внедряли украинские жизнестойкие? Часть инноваций стали прямым ответом на пандемию: в частности, медицинская сеть "Добробут" почти в начале коронакризиса открыла стационар для лечения COVID-19, а компания "Текстиль-Контакт" начала производство медицинских защитных комбинезонов, защитных экранов, шапок, бахил и халатов.

Другие инновации позволили компаниям приблизиться к потребителям с помощью новых продуктов, сервисов и опыта. Например, компания "Энзим" начала производить пробиотические дрожжи, которые позволяют отказаться от антибиотиков в мясе животных, а также дрожжевой экстракт для B2В, который является заменителем глутамата натрия, компания "Виннер Групп Украина" начала проводить дистанционные тест-драйвы в Facetime, а сеть кинотеатров Multiplex запустила онлайн-продажу попкорна, игрушек и киногероев, а также собственный бренд мороженого и сорбетов.

Меня очень радует то, что образование получает преимущества от инноваций онлайн-формата. Когда Бизнес-школа УКУ начала проводить "антикризисные" вебинары, те собирали по 600-700 человек. Возможностями быстрых консультаций Pro Bono в формате Совещательных советов от LvBS Consulting воспользовались около 50 компаний. А в КМДШ говорят, что в новой ситуации произошла разительная перемена в доверии между родителями и учителями, поскольку первые стали непосредственными свидетелями процесса обучения и убедились в компетентности педагогов.

Изменения, которые сейчас происходят, - как вирус, только в хорошем смысле этого слова, потому что они касаются компаний из различных отраслей. Конечно, есть секторы, которые пострадали сильнее - авиалинии, туризм, культура, развлечения, кинотеатры, выставочный бизнес, а есть наоборот те, которые выиграли - технологии, фармацевтика, логистика и производство суперфудов. В то же время даже несмотря на отраслевую принадлежность, результативность отдельных компаний зависит от их жизнестойкости и реагирования на кризис. Все жизнестойкие компании руководствуются тремя "Р" во времена неопределенности. И прибыль важна, и миссия на уровне сообществ и всей планеты, и инновации. А вы можете добавить свои "Р", ведь мир точно отошел от измерения бизнеса как сугубо источника доходов.

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА