Три "P" для успешного прохождения сквозь кризис

Наталья Попович, основательница группы компаний One Philosophy, соучредитель УКМЦ
Как украинский бизнес в коронакризис ускоряет внедрение новых идей и закаляет жизнестойкость
Бизнес должен зарабатывать деньги, остальное - ересь. Так в свое время считал Милтон Фридман. В августе прошлого года 200 участников ведущей бизнес-ассоциации США Business Roundtable, в частности Apple, Pepsi и Walmart, окончательно отошли от этого подхода и сошлись на том, что бизнес должен и зарабатывать деньги учредителям и акционерам, и генерировать ценность для локальных сообществ, планеты в целом. Поэтому 2019-й год у меня ассоциируется с возникновением парадигмы "P + P" для ведущих компаний мира: прибыль (profit) и большая цель (purpose). В 2020 году в результате пандемии все организации столкнулись с очередным всплеском неопределенности. Чтобы преодолеть эту неопределенность, бизнес должен постоянно развиваться. Так проявилась третья "P" - pioneering или создание и внедрение инноваций.
С осознанием вызовов, с которыми столкнулся украинский бизнес во время COVID-19, мы провели первое в Украине исследование жизнестойкости - серию открытых онлайн-встреч и интервью с 50 владельцами бизнеса и руководителями, которые проводят организации сквозь нынешний кризис. Из общения с первыми лицами мы увидели, что жизнестойкость - это и есть управление бизнесом в парадигме трех "Р".
Оптимизация ради прибыли
Пандемия подтолкнула бизнес к тому, чтобы избавиться от лишнего балласта, оптимизировать необязательные затраты. По результатам нашего исследования, 39% организаций в Украине отказались от части офиса или договорились о пересмотре условий аренды. 23% - сократили расходы на маркетинг и продвижение. Кроме того, 61% руководителей вынуждены были сократить заработную плату или отправить людей в отпуск за свой счет, 42% - уволили часть работников.
И это не все, а только самые распространенные шаги. Виталий Сэдлер, СЕО и соучредитель компании Intellias, рассказал: "Мы наштормили до 80 различных пунктов оптимизации и теперь их реализуем. Планируем накопить финансовую подушку, чтобы инвестировать в посткризисное развитие и иметь резерв для выполнения обязательств и удержания людей в случае, если клиенты будут задерживать выплаты".
Большая цель и ценности - актуальны
Мы увидели, что жизнестойкие организации в Украине не готовы идти на компромиссы касательно ценностей и великой цели бизнеса, они несут ответственность перед сотрудниками и местными сообществами. Так, Владимир Шейко, генеральный директор Украинского института, прокомментировал: "Сейчас как никогда важно дать ощущение цели, чтобы объединить общим делом". "Если тебе трудно - посмотри, кому еще труднее, и подумай, как ты можешь им помочь", - дополнил Виктор Иванчик, основатель и CEO агропромышленного холдинга "Астарта".
Несмотря на то, что пандемия по-разному повлияла на организации в Украине, большинство из них не остались в стороне от решения проблем, которые она вызвала. 45% опрошенных руководителей отметили, что их организации помогали больницам - покупали ИВЛ, средства для индивидуальной защиты, экспресс-тесты, оборудование или предоставляли авто и еду для врачей.
Инновационное мышление против кризиса
Мы воспринимаем инновационность не только в разрезе технологий, а как инновационное мышление, которое касается всех процессов в компании - генерации новых знаний и идей, создания продуктов и подходов, как ради оптимизации расходов, так и для нахождения решений в ответ на новые нужды потребителей.
В результате исследования мы увидели разнообразный опыт, когда компании не только постоянно искали решение, а часто шли против течения, чтобы выплыть. Вместо того, чтобы сократить производство - запускали новые продукты.
К примеру, 71% организаций запустили новые продукты и услуги в коронакризис. 35% намерены внедрить новые прорывные технологии и столько же - изменить или обновить бизнес-модель. Почти треть руководителей отметили, что их организации планируют выйти на новый рынок.
Какие же изменения внедряли украинские жизнестойкие? Часть инноваций стали прямым ответом на пандемию: в частности, медицинская сеть "Добробут" почти в начале коронакризиса открыла стационар для лечения COVID-19, а компания "Текстиль-Контакт" начала производство медицинских защитных комбинезонов, защитных экранов, шапок, бахил и халатов.
Другие инновации позволили компаниям приблизиться к потребителям с помощью новых продуктов, сервисов и опыта. Например, компания "Энзим" начала производить пробиотические дрожжи, которые позволяют отказаться от антибиотиков в мясе животных, а также дрожжевой экстракт для B2В, который является заменителем глутамата натрия, компания "Виннер Групп Украина" начала проводить дистанционные тест-драйвы в Facetime, а сеть кинотеатров Multiplex запустила онлайн-продажу попкорна, игрушек и киногероев, а также собственный бренд мороженого и сорбетов.
Меня очень радует то, что образование получает преимущества от инноваций онлайн-формата. Когда Бизнес-школа УКУ начала проводить "антикризисные" вебинары, те собирали по 600-700 человек. Возможностями быстрых консультаций Pro Bono в формате Совещательных советов от LvBS Consulting воспользовались около 50 компаний. А в КМДШ говорят, что в новой ситуации произошла разительная перемена в доверии между родителями и учителями, поскольку первые стали непосредственными свидетелями процесса обучения и убедились в компетентности педагогов.
Изменения, которые сейчас происходят, - как вирус, только в хорошем смысле этого слова, потому что они касаются компаний из различных отраслей. Конечно, есть секторы, которые пострадали сильнее - авиалинии, туризм, культура, развлечения, кинотеатры, выставочный бизнес, а есть наоборот те, которые выиграли - технологии, фармацевтика, логистика и производство суперфудов. В то же время даже несмотря на отраслевую принадлежность, результативность отдельных компаний зависит от их жизнестойкости и реагирования на кризис. Все жизнестойкие компании руководствуются тремя "Р" во времена неопределенности. И прибыль важна, и миссия на уровне сообществ и всей планеты, и инновации. А вы можете добавить свои "Р", ведь мир точно отошел от измерения бизнеса как сугубо источника доходов.