Интерфакс-Украина
16:00 19.05.2021

Автор: ИЛЬЯ МИХАЙЛОВ

ПроЗорро.Продажи: построение рынков и доверия в условиях неопределенности

5 мин читать
ПроЗорро.Продажи: построение рынков и доверия в условиях неопределенности

Илья Михайлов, Глава Наблюдательного совета ГП «Прозорро.Продажи»

 

Построение государственного “e-bay” без бюджетного финансирования, обеспечение доходов в размере более 38 миллиардов гривен - это настоящий вызов для Украины.

Прозорро.Продажи – электронная торговая система с интегрированными лучшими практиками и уникальными собственными разработками, созданная для эффективного управления (продажи и аренды) государственными и коммунальными активами. Система построена с использованием открытого кода, включает в себя более 40 независимых торговых площадок и использует различные аукционные модели для продажи разнообразных категорий активов, таких как недвижимость, права требования по кредитам, права аренды и т.п.

Система имеет двухуровневую архитектуру, в которой на первом уровне расположены независимые электронные площадки-брокеры, а на втором – центральная база данных, администратором которой является государственное предприятие Прозорро.Продажи и в которой происходят аукционы.

Проект Прозорро.Продажи был отмечен наградами Citi Tech for Integiry Challenge (T4I) в 2017-м году, C5 “Shield in the cloud award” в 2018-м году и Global Public Service Team of the Year award от Apolitico в 2019-м году.

Среди основных факторов успеха и необратимости реформы хотелось бы отметить политическую волю с мандатом на преобразования, мотивированную и высококвалифицированную команду с протагонистом и два интегрированных принципа: «золотой треугольник» - государство, бизнес и гражданское общество и «все видят все» - прозрачность процессов.

Перенесемся на пять лет назад. В Украине отсутствует цивилизованный рынок, прозрачные правила, накоплены миллионы разнообразных активов, включая дефолтные кредиты и недвижимость. Процветает инсайдерская торговля, везде присутствует асимметрия информации и предпринимаются хаотичные попытки сохранить стоимость вышеперечисленных активов, раздираемую разнообразными бизнес-группами – все это реалии того времени, безнадежно далекие от лучших практик. Иными словами, отсутствие правил игры и шансов на получение справедливой стоимости активов, отсутствие контроля, прозрачности процессов и доверия.

Как раз в это время и родилась идея проекта Прозорро.Продажи.

Все началось с получения политического мандата и ответственности за реализацию проекта. Следом за этим – аккуратный анализ существующих рисков и построение архитектуры решения (правовая рамка и ИТ-логика) силами небольшой проектной команды. Важным аспектом было также осуществление надлежащей координации всех стейкхолдеров и четкая визуализация желаемого результата в начале процесса для его достижения в будущем.

Процесс построения решения и моделирования сценариев развития был критически важен на следующем этапе наравне с созданием юридической архитектуры, выстраивания взаимосвязей со всеми участниками – стейкхолдерами проекта, членами проектного офиса, должностными лицами органов власти и т.п. Один из ключевых партнеров реформы – ОО «Трансперенси Интернейшнл Украина» стал держателем создаваемой электронной торговой системы с первого дня реализации проекта и в течении всех последующих этапов его развития и становления до момента бесплатной передачи в государственную собственность - Министерству экономического развития и торговли Украины.

Два ключевых принципа, которые стали фундаментом реформы – «золотой треугольник» (власть-бизнес-гражданское общество) и «все видят все» (прозрачность всех процессов) были заимствованы у Прозорро.Закупки. Во избежание характерной путаницы, следует четко разграничивать между собой два проекта одной семьи Прозорро. Прозорро.Продажи обеспечивает проведение аукционов по продаже различных категорий активов в результате которых генерируется денежный доход для государства. Прозорро.Закупки обеспечивает проведение процедур закупок за государственные средства и экономию средств государственного бюджета.

Хотите создать необратимую реформу – стройте новую правовую архитектуру внутри существующей, постепенно создавая все с нуля до момента, когда построенная вами система не заменит собой существующую. Большое количество реформ были остановлены из-за недостаточной степени интеграции в существующее нормативно-правовое поле государства. Мы были строго последовательны в своих подходах и создали целостную нормативно-правовую базу, которая включала в себя интегрированные инструменты публичной оферты для дополнительного правового комфорта в рисковые с точки зрения раскрытия информации сегменты. Важнейшим элементом нашей правовой архитектуры были разработанные и принятые всеми участниками рынка прозрачные правила проведения электронных аукционов.

По прошествии четырех увлекательных месяцев с момента старта завершился этап пилотирования. Была собрана информация и обратная связь с рынка для проведения оценки работы системы и дальнейшего ее развития. С целью увеличения скорости и эффективности продаж (поиска рыночной цены активов) совместно с Киевской школой экономики была разработана уникальная модель гибридного голландского аукциона, не имеющая аналогов в мире.

Параллельно для решения возможных конфликтных кейсов был создан цифровой орган обжалования. Данный орган получал обратную связь от рынка и арбитрировал конфликтные ситуации между разнообразными игроками, одновременно осуществляя мониторинг работы системы. На этом этапе (2017-2018 гг.) объём денежных поступлений от работы системы уже превышал 15 миллиардов гривен.

После подготовки и принятия соответствующих изменений в Закон и подзаконные акты в 2019 году система начала использоваться для проведения аукционов по продаже объектов малой приватизации.

Проектный этап длительностью в три года завершился созданием государственного предприятия Прозорро.Продажи (ГП), которое взяло на себя функцию администрирования и дальнейшего развития. Система была передана в государственную собственность. Члены проектной команды стали сотрудниками ГП и начался процесс построения внутренних процедур и структурных подразделений.

Синхронно происходило построение новых рынков – аренды государственного и коммунального имущества, продажи древесины, металлолома, вагонов и так далее.

В соответствии с государственной реформой корпоративного управления в 2019 году на ГП был создан Наблюдательный совет, основными задачами которого стали – защита интересов акционера, разработка стратегии развития и дальнейшего масштабирования реформы. Иными словами – построение рынков и доверия.

Несколько полезных выводов о пройденном пятилетнем марафоне. Учитесь делегировать доверие с первого дня. Любая успешная реформа начинается с политической воли и соответствующего мандата. Забудьте о быстрых победах, если нацелены на серьезные результаты (институциональные преобразования). Реальность намного сложнее чем пишут в книжках о разнообразных историях успеха. Будьте готовы к длинному марафонскому забегу. Ключевыми требованиями к членам команды должны быть – реальная экспертиза, профессионализм и гибкость. Не пытайтесь слепо заимствовать идеи и решения, принятые другими людьми в других странах в других условиях. Всегда оставайтесь нацеленными на результат, а не на процесс.

Верьте и добьетесь успеха.

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА