Интерфакс-Украина
13:52 15.07.2021

Автор: МАКСИМ АГЕЕВ

Европейская облачная инициатива. Украина отстаёт v2.0

6 мин читать
Европейская облачная инициатива. Украина отстаёт v2.0

Максим Агеев, генеральный директор компании De Novo

 

В начале 2020 г. в ЕС произошло фундаментальное, с точки зрения будущего, событие – был запущен GAIA-X, "проект по развитию эффективной и конкурентоспособной, безопасной и заслуживающей доверия федерации инфраструктуры данных и сервис-провайдеров для Европы, который поддерживается представителями бизнеса, науки и администрации из Германии и Франции вместе с другими европейскими партнерами" (источник: Wikipedia).

Проект получил имя в честь Геи, древнегреческой богини Земли, которая произвела на свет всё живое.

Среди прочего на официальном сайт GAIA-X подчеркивается, что "…Европа делает масштабные инвестиции в цифровые технологии и инновационные бизнес-модели. Мы должны гарантировать, что те, кто продвигает инновации, также выиграют с экономической точки зрения. Это поможет обеспечить создание новой стоимости и занятость в Европе.

Открытая цифровая экосистема необходима для того, чтобы европейские компании и бизнес-модели могли конкурировать на глобальном уровне. Эта экосистема должна обеспечивать как цифровой суверенитет пользователей облачных сервисов, так и масштабируемость европейских облачных провайдеров".

Проект набирает обороты, поддерживается правительствами многих стран ЕС и профессиональным сообществом операторов облачных сервисов. О GAIAI-X упомянула в своей речи и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, говоря о положении дел в 2020 году и назвав его основой для Европейского Облака.

А главный инициатор проекта министр экономики Германии Питер Альтмайер считает, что "…GAIA-X обеспечивает цифровой суверенитет для пользователей облачных сервисов. Европейские поставщики облачных услуг могут масштабировать свое использование так, чтобы предлагать эти услуги было экономически привлекательно...".

Что послужило причиной такой активности? Ответ прост – признание того факта, что несколько американских технологических компаний при помощи своих облачных сервисов и платформ контролируют угрожающе большие объемы данных, принадлежащих гражданам, бизнесу и государственным институтам ЕС. Такое положение дел оценивается как серьезный вызов экономической и технологической состоятельности Европы, а также как прямая угроза развитию инноваций и созданию новых рабочих мест в Союзе.

Многие упрекают европейцев в излишней бюрократичности. Наверное, в этом есть своя правда. Но европейская бюрократия не только задает вектор развития всего сообщества стран, но и закладывает системность в движении к намеченной цели. За полтора года пройти путь от декларации о намерениях до запуска прототипа архитектурно сложной единой системы – поразительный темп. А если добавить, что согласования множества нюансов требуют с десяток стран и национальных министерств плюс разношерстные группы технических специалистов и юристов, то даже промежуточный результат выглядит просто фантастическим. И в этом есть коренное отличие от подходов и стиля работы бюрократов украинского розлива.

Осознание руководством ЕС растущей цифровой зависимости от американских Бигтеков привело к необходимости прилагать намного больше усилий в направлении защиты своих данных и цифрового пространства, чтобы хотя бы не ухудшать нынешний расклад сил. Цифровой суверенитет – это не тема для мыльных ток-шоу. Это в гораздо большей степени борьба за собственное будущее для любой страны, чем может показаться татуированному юзеру Тик-Тока.

Важно: термин "федерация" как раз подчеркивает желание каждой страны даже в рамках ЕС контролировать свой "цифровой слепок", не закрывая при этом взаимодействие с соседями.

Насколько Украина, как говорится, в тренде? Ровно год назад я писал примерно о том же. Постановка вопроса в том смысле, который заложен в GAIA-X, попросту отсутствует. Закон "Про хмарні послуги" те же полтора года болтается в недрах Рады. И хотя этот документ на 90% является декларативным (пусть всегда будет солнце, а Земля всё-таки круглая), даже такая невинная редакция тонет в парламентской жвачке. При этом сам по себе закон мало что решит. Он сообщит миру, что данные гос. организаций не должны обрабатываться за пределами Украины. Но нигде я не видел хотя бы конспективного описания, что и зачем нужно украинской экономике по цифровой части. Все эти утверждения – про цифровое развитие общества, создание новых рабочих мест, защиту своего суверенитета, глобальную конкуренцию и наше в этом мире месте - они никак не похожи на усилия, демонстрируемые большой Европой.

Спорадические конвульсии наших ведомств по облачному вопросу, декларативные заявления в сетях вместо реальной кропотливой работы и полное отсутствие хоть какой-то слаженности и системности постоянно тормозят наше движение. Украина, конечно, идет по пути облачной трансформации, но так ползуче медленно, что разрыв между нашей страной и более развитыми соседями по планете постоянно увеличивается. И нам каждый раз не о чем с ними говорить.

То, чем мы попробуем гордиться завтра, в ЕС, США или Азиатском регионе перестало быть актуальным еще позавчера.

Сравнивая подходы к применению и развитию облаков в ЕС, России и Украине, можно смело утверждать, что Киев по-прежнему в большей степени Москва, чем Берлин или Лондон. Чем отличается наша идея о большом гос. ЦОД от Гособлака в запоребрике? Правильно, ничем. А говорит ли кто-нибудь у нас о необходимости создавать национальную экосистему поставщиков услуг, давать базу для новых рабочих мест не для дорожных рабочих, а для высококвалифицированных специалистов? Нет. Поэтому упомянутые специалисты массово переходят в аутсорсинговые компании, работают на другие страны и платят здесь героические 5% ФОП-налогов. По той же причине ИТ индустрией у нас называются только разработчики софта, работающие на Запад. Остальных как бы нет в украинской природе.

Кстати, неслучайно заводилой европейской инициативы выступил немецкий министр экономики, а не цифровой трансформации. В словосочетании "цифровая экономика" именно второе слово является ключевым. По-моему, с созданием Минцифры отечественные развивальщики экономики вздохнули с облегчением – пусть теперь за всё отдуваются айтишные чиновники. Кстати, так до сих пор поступают и многие директора предприятий. Вы чего хотите, цифровую трансформацию замутить? Это в подвалы, к нашим компьютерщикам.

В ЕС поняли очень простую мысль: государство само по себе крайне неэффективно во всем, что касается развития цифровой экономики и создания новой добавленной стоимости. Но именно государство обязано сформулировать цели – будь то цифровой суверенитет или переход на новый технологический уклад. Именно государство задает рамки и правила движения. Поэтому европейские бюрократы, признавая первенство американских технологических компаний, стремятся развивать собственную альтернативу и подталкивают свое бизнес-сообщество к определенным действиям.

Экосистема. Это слово встречается в большинстве европейских документов, посвященных развитию цифровой экономики. Это слово, которого нет в лексиконе ни одного госчиновника в Украине. И мысли такой – создать собственную экосистему поставщиков электронных услуг – нет в этих светлых головах.

По-моему, пример GAIA-X – это не об облаках только, а вообще о способности обеспечивать себя необходимым уровнем самодостаточности. В Украине история с облаками выглядит примерно также, как и с вагонами, патронами, автобусами или даже картошкой, сделанными в стране, а не купленными у более рукастых соседей по планете.

Происходящие в мире изменения, связанные с облачной трансформацией, проводят новые водоразделы между странами – кто и как принимает новые модели поведения, угрозы и возможности цифровой реальности. И это всё вместе выглядит совсем нехорошо для Украины. Оно, конечно, куда приятней мечтать о майнинговых датацентрах под забором АЭС. По-своему увлекательны и свирепые фейсбук-войны поклонников и ненавистников ДіЯ. И даже бесконечная перепалка о нескольких процентах налогов для креативной экономики (кто вообще может пояснить суть этого термина?) намного интересней, чем монотонная работа страны по созданию своего цифрового слепка.

В сухом остатке от этих простых удовольствий – всего лишь наше национальное топтание на неинтересном для остального мира месте. Чумазые дети на полустанке, машущие вслед проносящимся скоростным поездам с их равнодушными пассажирами внутри…

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА