Интерфакс-Украина
18:12 13.08.2021

Автор: ДМИТРИЙ СОБОЛЕВ

Электронные деньги получили легальный статус, а PayPal - перспективы прописаться в Украине

4 мин читать
Электронные деньги получили легальный статус, а PayPal - перспективы прописаться в Украине

Дмитрий Соболев, эксперт в сфере финансов

Недавно принятый закон «О платежных услугах» наконец фиксирует почти все инновационные технические изменения на рынке финансовых услуг и открывает новые перспективы

В нашу повседневную жизнь вошли и стали обычными много инноваций технического характера. В частности, существенно изменилась сфера персональных финансов. Сейчас почти каждый использует банковские карты для оплаты товаров или услуг, имеет возможность что-либо оплатить через Интернет с помощью систем онлайн-банкинга и, хотя бы имеет представление об электронных деньгах и сбережениях в них.

Однако, до июля этого года значительное количество платежных услуг, которыми мы пользуемся, было урегулировано подзаконными актами, а базовый закон в этой области фактически не менялся с начала 2000-х годов.

Наконец, 30 июня 2021 парламент принял Закон Украины «О платежных услугах», 29 июля его подписал Президент Украины Владимир Зеленский, а вступил он в силу с 31 июля, когда был обнародован.

Несмотря на то, что нормы закона будут регулировать отношения между банками, финансовыми и нефинансовыми учреждениями, а также их клиентами и контрагентами, а это почти все взрослое население страны, только экспертная среда заинтересовалось тем, какие же нормы прописали в документе. В целом СМИ также обошли своим вниманием один из важнейших регуляторных актов в финансовой сфере страны.

Попробуем немного исправить ситуацию и посмотреть, что именно меняется и какими будут основные последствия введения в действие основных законодательных норм, которое состоится после окончания переходного периода, а именно с 1 августа 2022 года.

Так, закон:

• адаптирует украинское законодательство в правовое поле Европейского Союза, в будущем позволит интегрировать платежную систему Украины с системой ЕС;

• усиливает защиту прав потребителей платежных услуг и обеспечивает прозрачность их предоставления;

• создает условия для внедрения в Украине концепции открытого банкинга (Open banking), которая должна объединить различных поставщиков платежных услуг и технологические платформы в единую платежную экосистему, что, в свою очередь, позволит украинцам использовать любые международные платежные системы для расчетов, в частности PayPal. Ожидается, что Open banking заработает в Украине с 2023 года;

• дает определение терминам и понятиям, которые используются в работе в сфере современных платежных операций, в частности, кодифицирует понятие «электронные деньги» и «цифровая валюта»;

• предоставляет НБУ право выпускать «цифровую валюту Национального банка Украины», а также создать регуляторную «песочницу» - платформу для тестирования услуг, технологий и инструментов на платежном рынке, основанных на инновационных технологиях;

• определяет девять категорий тех, кто предоставляет платежные услуги и девять видов платежных услуг:

По закону, исключительное право предоставлять платежные услуги будут иметь:

1) банки;

2) платежные учреждения (в т.ч. малые);

3) филиалы иностранных платежных учреждений;

4) учреждения электронных денег;

5) финансовые учреждения, имеющие право на предоставление платежных услуг;

6) операторы почтовой связи;

7) поставщики нефинансовых платежных услуг;

8) Национальный банк Украины;

9) органы государственной власти, местного самоуправления.

И все операторы должны пройти государственную регистрацию, реестр ведет НБУ.

Законом определяется 9 видов платежных услуг (семь финансовых и две нефинансовые):

1) зачисление наличных средств на счета пользователей, включая открытие / обслуживание / закрытия таких счетов;

2) снятие наличных средств со счетов пользователей;

3) платежи со счета на счет собственных средств пользователя;

4) платежи со счета на счет кредитных средств;

5) выпуск платежных инструментов и/или их эквайринг;

6) перевод денег без открытия счета;

7) выпуск электронных денег и осуществление платежных операций с ними (включая е-кошельки)

8) инициирование платежной операции (нефинансовая услуга)

9) предоставление сведений по счетам (нефинансовая услуга).

Также, с целью защиты клиентов платежных систем от возможных мошеннических действий в случае получения доступа посторонних лиц к гаджетам, привязанных к аккаунтам в платежных системах на отдельные виды операций введены законодательные ограничения. Например, размер услуги по выполнению платежных операций, предоставляемых оператором телекоммуникаций, провайдером телекоммуникаций, провайдером программной услуги своему абоненту - получателю услуг для оплаты цифрового контента не может превышать 20% от минимальной зарплаты.

Означает ли принятие данного закона, что все возможные вопросы работы системы платежных услуг решены раз и навсегда? - нет! Однако большинство из того, что за последние 20 лет стало привычным и удобным сервисом будет безопасным, а доступность для населения - повысится, как и уровень защиты пользователей.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА