Интерфакс-Украина
18:09 05.10.2021

Автор: ДМИТРИЙ СОБОЛЕВ

Корень зла. Почему помощь ЕС в борьбе с коррупцией оказывается неэффективной?

5 мин читать
Корень зла. Почему помощь ЕС в борьбе с коррупцией оказывается неэффективной?

Дмитрий Соболев, эксперт в сфере финансов

Тема коррупции в Украине уже становится просто «легендарной» среди чиновников ЕС. Но проблема в том, что идет борьба не с коррупцией, а с ее последствиями

Я уже отмечал, что борьба с коррупцией в Украине достаточно дорого обходится налогоплательщикам. Особенно, если учесть тот невысокий уровень эффективности, который демонстрируют новосозданные и действующие антикоррупционные органы. Однако, в новом бюджете на 2022 год заложено увеличение финансирования уже работающих антикоррупционных органов.

Так, например:

• на содержание Высшего антикоррупционного суда +135,5 млн грн (+ 36,1%)

• На содержание Национального антикоррупционного бюро Украины +112,8 млн грн (+ 10,6%)

• На содержание Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции +145 млн грн (+ 12,7%)

• На содержание Государственного бюро расследований +84,2 млн грн (+ 3,4%)

• На содержание Службы безопасности Украины 1 043,4 млн грн (+ 7%)

В общем, на все органы, которые должны бороться с коррупцией, в следующем году из бюджета потратят более 20 млрд грн. Но что мы получаем за эти деньги? Крупных побед над коррупцией пока не видим. И этот вывод подтверждают европейские аудиторы.

Недавно, Европейская счетная палата (European Court of Auditors, ECA) представила отчет по поддержке Евросоюзом борьбы с коррупцией в Украине. Основной вывод ее достаточно неутешительный: поддержка Евросоюзом борьбы с высокоуровневой коррупцией в Украине оказалась малоэффективной.

В отчете, в частности, отмечено, что создание специальных антикоррупционных органов - это положительный момент, но «доверие к таким институтам остается низким, а количество судебных приговоров по высокоуровневой коррупции - небольшим».

Европейский аудитор Юхан Партс, ответственный за подготовку этого отчета, считает, что в Европейском союзе нет стран, в которых масштабы коррупции были бы такими же, как в Украине. «Я считаю, что ситуацию в Украине не сравнить с любыми странами ЕС. Лучшим показателем этого является связь между экономическим развитием - ВВП на душу населения - и индексом коррупции, если вы совместите эти два показателя. Украина и ВВП на душу населения, может быть, я ошибаюсь - это около $ 5000 в год (на самом деле, ВВП в 2020 году составлял около $ 3700), в Польше - $ 18 000, в Эстонии - $ 23 000. Но все мы начали в 1992 году с одной и той же стартовой точки. Это - результат влияния коррупции», - сказал Партс. Основным фактором коррупции Партс считает украинских олигархов, которые, по его мнению, «захватили государство». Для этого в отчете Европейской счетной палаты есть рекомендации своего рода всеобъемлющего способа, как сосредоточить внимание на этих коренных причинах такого рода коррупции как «захват государства».

 

С одной стороны, выводы справедливы, однако, напомню, что олигархи появились в Украине благодаря поддержке государством процесса приватизации, которая в отечественном законе о приватизации от 1992 года, несмотря на определение из учебника как «последней стадии санации убыточного предприятия», была определена как «платное отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, в том числе вместе с земельным участком государственной собственности, на котором расположен объект, подлежащий приватизации, в пользу физических и юридических лиц». Кстати, именно на этом тогда настаивали наши западные партнеры. Новый закон образца 2018 года это определение не изменил. Неужели только в 2021 году и только после отчета Европейской счетной палаты стало понятно, что олигархи являются весомым «драйвером» украинской коррупции?

Я считаю, что начинать борьбу с системной коррупцией следует не с увеличения количества специальных органов, а с изменений в регуляторной политике, чтобы подрезать сам корень коррупции, а не бороться с ее последствиями. Корни коррупции, в свою очередь, находятся в своеобразном общественном договоре между гражданами и элитой, который позволяет «закрывать глаза» на попытки тех и других получить больше общественных благ не совсем легальным способом. Если же посмотреть на основные факторы коррупции в органах государственной власти, то, прежде всего, следует обратить внимание на проблему существенной зарегулированности всех сфер: от личной жизни каждого человека до бизнес-деятельности крупных корпораций. А вовсе не деятельности олигархов как таковых. Они лишь воспользовались коррупциогенностью чиновников и политиков с целью увеличения своего состояния и влияния на политику. И это действительно является проблемой и большой угрозой для государственности в целом.

Правило коррупциогенности власти во все времена выглядело и сейчас выглядит так: чиновник всегда более склоннен к криминальной деятельности, ибо, по сравнению с бизнесменом, эта самая криминальная деятельность является едва ли не единственным способом для чиновника увеличить свои доходы.

Понимая это, государственная политика по противодействию коррупции должна основываться на следующих принципах:

- однозначность законов и их норм. Чем меньше возможностей у чиновника влиять на принятие управленческих решений из-за возможности по-разному трактовать положения статей законов, тем меньше вероятность того, что за свое «правильное решение» он может требовать и получать коррупционное вознаграждение;

- максимальное упрощение различных административных и разрешительных процедур, их бесплатность и скорость выполнения. Такая ситуация разрушает один из главных движущих факторов коррупции - возможность получить любую публичную услугу от государства быстрее и, иногда, дешевле, чем это позволяет сделать закон;

- создание системы льгот и преференций для чиновников и членов их семей, которые должны компенсировать запрет на ведение ими коммерческой деятельности и определенные ограничения сфер такой деятельности для членов их семей из-за возможного конфликта интересов. В частности, это могут быть особые условия для получения образовательных услуг (для чиновника и членов его семьи), дополнительного оплачиваемого отпуска, служебного жилья (что, иногда, может остаться за семьей чиновника и после его выхода в отставку или на пенсию), повышенной пенсии, парковки персонального авто у рабочего офиса и тому подобное. Все эти льготы и преференции чиновник теряет и должен заплатить полную стоимость того, что на него потратил бюджет, в случае, если суд признает его виновным в коррупции. Так работает система поощрений и ответственности.

Это мощная системная работа на разных уровнях власти. Длительная и кропотливая. Вместо этого в Украине продолжают бороться с последствиями коррупции и формировать общественное мнение, что «стоит только всех плохих чиновников заменить на хороших - и коррупция исчезнет». Нет, ничего подобного не произойдет.

Коррупция исчезает там, где исчезают причины для ее появления. Как, например, это было с реформой системы предоставления административных услуг населению. Путь от советских «паспортных столов» к современным Центрам предоставления административных услуг оказался не таким уж и долгим. Но насколько упростились и стали быстрее и качественнее услуги. И коррупция - исчезла. Так может стоит уже начинать учиться на собственных положительных примерах?

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА