10:18 11.01.2022

Автор: КОНСТАНТИН ЯЛОВОЙ

Киевляне хотят тишины

6 мин читать
Киевляне хотят тишины

Константин Яловой, украинский политик, общественный деятель. Инициатор создания Экологической стратегии Киева

 

Как уровень шума влияет на качество жизни в большом городе

Шумовое загрязнение – один из наиболее отрицательных факторов в городах. Он вызывает бессонницу, болезни желудка, эндокринной и нервной систем. Постоянный громкий шум серьезно снижает работоспособность городских жителей, становится причиной срывов и депрессий, негативно влияет на психическое развитие детей. Уровень шума является существенным показателем качества жизни в городе, однако в Украине и Киеве на угрозу шумового загрязнения практически не обращают внимания. Что такое шумовое загрязнение и как с ним бороться?

Шум в Европе

Шумовое загрязнение неразрывно связано с городской средой. Основными источниками загрязнения являются автомобильный трафик, звуки железной дороги, самолетов и тяжелой промышленности. По прогнозам, в будущем уровень шума в городах будет только расти.

По данным Европейского агентства по охране окружающей среды (ЕАА), 20% жителей европейских стран сталкиваются с постоянным громким шумом дорожного движения, что может нанести вред их здоровью.

В ВОЗ официально считают, что длительный шум может вызвать проблемы со здоровьем. В исследовании (ЕАА0) утверждают, что шумовое загрязнение вызывает 12% преждевременных смертей в Европе. По подсчетам, 22 миллиона человек страдают "хронической раздражительностью", 6,5 миллиона человек - от хронических нарушений сна. Также сказано, что шум является фактором, способствующим когнитивным расстройствам детей.

Человекоцентрическая модель развития городов в частности предполагает уменьшение уровня шума. Так, среди возможных решений проблемы предлагают: уменьшение скорости движения и внедрение более мягких, менее громких дорожных покрытий, переход на велосипедный транспорт, ходьбу пешком и использование электромобилей.

Самыми тихими городами Европы считают Вену и Цюрих. А в некоторых странах ЕС шумовые стратегии разрабатываются как обязательная составляющая экологических программ – на уровне с проблемами загрязнения воздуха и воды. Кроме того, шум включен в транспортные программы. К примеру, новые трамваи и сцепки для вагонов выбирают, в том числе по уровню громкости.

Шум и организм человека

По одному из определений, шум – это совокупность разных по силе и частоте звуков, мешающих восприятию полезных сигналов. Также это один из видов физического (волнового) загрязнения окружающей среды. Украинские законы тоже относят шум к факторам среды, которые влияют или могут влиять на здоровье человека и развитие детей.

60 – 80% шумового загрязнения вызывают транспортные средства – автомобили, железнодорожные поезда и самолеты. Распространенными источниками загрязнения являются также промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, громкая музыка, массовые мероприятия и т.д.

Интересно, что, по словам психологов, физиологическое восприятие звуков происходит одинаково для всех людей. Но каждый воспринимает их по-разному. Кого-то может раздражать пение птиц, а для кого-то концерт дэз-метала работает как снотворное. Отношение к этому зависит от опыта, вкусов, воспитания, возраста, темперамента, состояния здоровья, персональных когнитивных особенностей каждого.

От этого зависит и размытая личная граница между звуком и шумом. Но то, что человек воспринимает как шум – имеет накопительный эффект. Другими словами, акустическое раздражение накапливается в организме и со временем все больше угнетает нервную систему, что вызывает ее расстройства.

ВОЗ и ЕС доказывают: шум может привести к следующим последствиям: симптомы переутомления, ослабление внимания, повышенная нервная возбудимость, снижение работоспособности, расстройство желудочно-кишечного тракта. Постоянные звуковые перегрузки вызывают у человека заболевания органов слуха (глухоту), эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой систем (гипертонию).

Измерение шума

Шумовое загрязнение измеряют в акустических децибелах дБА, отличающихся от обычных децибелов (дБ). Первые – учитывают особенности человеческого восприятия (наш мозг по-разному интерпретирует мощность звука, в зависимости от его частоты). Постоянный фон 70 дБА вызывает нервные расстройства. 90 дБА – нарушает слух. Звук 120 дБА – вызывает физическую боль.

В Украине шумовое загрязнение регулируется рядом нормативных актов, среди которых приказ Минздрава №463 о "Государственных санитарных нормах допустимых уровней шума в помещениях жилых и общественных домов и на территории жилой застройки". Допустимым уровнем шума в квартире считается 40 дБА днем ​​и 30 дБА – ночью.

Для сравнения, громкость шелеста листьев составляет 10 дБА, тихого разговора – 30 дБА, шум воды из крана – 45-50 дБА, детский плач – 78 дБА, перфоратор – 95 дБА, отбойный молоток – 120 дБА. Звуки громче 130-135 дБА вызывают контузию, более 160 дБА – разрывают барабанные перепонки и легкие.

Карта шума в Киеве

В Киеве вопрос шумового загрязнения стоит очень остро. Исследованием этого фактора в столице еще с советских времен занимался отдельный отдел Института гигиены и экологии им. О.М. Марзеева АМН Украины. Есть рекомендации и нормы, которые определяют допустимый уровень шума не только внутри жилого помещения, но и снаружи дома, регламентируют допустимое время проведения ремонтных и строительных работ, максимально допустимое расстояние строительства жилья от магистралей и железных путей.

Несмотря на то, что нормы существуют давно, на них обычно не обращают внимания. Строительство новых ЖК вблизи транспортных развязок или железной дороги – явление уже привычное. При этом используют ли в этих домах специальные шумопоглощающие материалы и усиленные стеклопакеты – зависит не только от цены жилья, но и от законопослушности застройщика. Также за последние 10-15 лет в разы вырос уровень шума вблизи старых домов – конструкция которых изначально не была на это рассчитана.

 

Наиболее серьезное исследование по этому направлению было сделано в ноябре 2018 года агентством недвижимости ЛУН совместно с командой "Гео Дизайн". Аналитики наложили на карту жилой застройки схему постоянных источников городского шума – автодорог, железнодорожных и трамвайных путей, наземных участков метро, ​​зон у аэропорта. Для каждого из источников измерили среднюю громкость. Затем заложили всю информацию в компьютер и смоделировали, как распространяется звук в столице. В результате был рассчитан уровень шума для каждого дома Киева. На Карте шумового загрязнения https://misto.lun.ua/map?l=kyiv-noise можно проверить свой дом и сравнить с тем, насколько комфортен уровень шума, в котором вы живете.

Что делать с шумом?

Как я уже говорил в начале, по расчетам экспертов, рост спроса на городскую мобильность будет только увеличивать уровень шумового загрязнения городов в ближайшем будущем. Учитывая это, существует много методов и технологий, как сделать городскую звуковую среду более комфортной для людей.

На уровне города – это соответствующая планировка жилой застройки, переосмысление и рациональное развитие автомобильной инфраструктуры, увеличение количества зеленых насаждений, внедрение системы мониторинга шума. На уровне отдельных зданий – использование качественных стройматериалов и стеклопакетов, установка дополнительной шумозащиты при ремонте квартир.

Но самое главное – это наше личное осознание важности этого вопроса. Зная, что шум может быть столь вредным для здоровья, мы можем потребовать решения этой проблемы от городских властей, учитывать дополнительные данные при покупке или аренде жилья, а главное – планировать свой шумовой режим. Другими словами – должны помнить, что даже один-два часа в день, которые мы можем провести в спокойном тихом месте, значительно улучшат наше самочувствие, а возможно, и сохранят нам несколько лет жизни.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА