11:00 11.02.2022

Автор: ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Порт "Черноморск". Спасти инвестпроект на 1,2 млрд гривен

4 мин читать
Порт "Черноморск". Спасти инвестпроект на 1,2 млрд гривен

Галина Янченко, заместитель председателя фракции "Слуга народа", глава временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по защите прав инвесторов, заместитель председателя Антикоррупционного комитета ВРУ


Для швейцарской Risoil SA инвестиции в портовую инфраструктуру не новый вид бизнеса. Компания работает в Украине более 20 лет и специализируется на продаже масла и зерна, а также перевалке грузов в морских портах. Имеет производственную базу в Херсонском и Южном портах, а также в морском порту "Черноморск". В последнем инвестор сегодня реализует масштабный проект стоимостью более 1 млрд. гривен, который, впрочем, рискует быть сорванным из-за того, что государственные органы выясняют отношения между собой.

Уникальный пирс

7 сентября 2021 года дочерняя компания Risoil SA подписала договор о реализации взаимосвязанных проектов с государственным предприятием "Администрация морских портов Украины" (АМПУ). С участием министра инфраструктуры Александра Кубракова и посла Швейцарии в Украине Клода Вильда. Соглашение зафиксировало обязательство со стороны "Рисоил" построить в порту "Черноморск" двусторонний пирс, который позволит принимать суда типа Panamax. Со стороны АМПУ – провести дноуглубительные работы.

Стоимость проекта – 1,2 млрд гривен, из которых 800 млн грн уже инвестированы. Строительство является частью утвержденного плана развития порта "Черноморск".

Проект во многом уникален. Новый двусторонний пирс не только увеличит мощности по перевалке грузов для самой Risoil SA, но значительно расширит возможности всего порта "Черноморск".

Порт получит два дополнительных причала длиной 342 метра (сейчас самый длинный причал порта 200 метров). Этот пирс станет первым в Украине, который позволит одновременно обрабатывать два судна с осадкой до 15 метров и с двумя разными видами грузов. А также позволит принимать зерно из барж и судов типа "река-море".

На начальном этапе введения в эксплуатацию к пирсу смогут подходить суда типа Panamax. После завершения строительства и проведения дноуглубительных работ порт сможет принимать крупные грузовые суда класса Post Panamax.

Потенциальный дополнительный объем грузов, которые сможет принимать порт, будет измеряться 10 млн. тонн в год. Кроме того, пирс позволит обрабатывать грузы как в режиме экспорта, так и импорта одновременно.

Причал планируется ввести в эксплуатацию в июне этого года. Впрочем, в настоящее время инвестор страдает от уголовных производств из-за споров по отводу земельных участков для реализации проекта. По факту – участков морского дна, которые находятся "на балансе" местного горсовета.

Причем инициатором обращения в правоохранительные органы стала… АМПУ, которая, по сути, является партнером проекта.

Внутренняя бюрократия

АМПУ обжаловала законность отвода земельного участка Черноморским городским советом, поскольку считает, что инвестор должен согласовать отвод этой земли с АМПУ, ссылаясь на ст. 12 Кодекса торгового мореплавания Украины.

Суд первой и второй инстанции в удовлетворении иска АМПУ отказал. В феврале 2020 г. Верховный Суд также установил, что отвод земли был законным, оставив в силе решения судов предыдущих инстанций.

Впрочем, АМПУ долгое время продолжала настаивать на своей правоте, ссылаясь на коллизию норм. В результате по факту отвода земельного участка Черноморским городским советом был нарушен ряд вполне реальных уголовных производств, которые "подвесили" реализацию инвестиционного проекта.

Поэтому пока между собой выясняют отношения государственные органы в лице АМПУ и городского совета, страдает инвестор, для которого строительство стоимостью 1,2 млрд. рискует быть сорванным.

Проект ввода в эксплуатацию этого масштабного сооружения предусматривает 7 этапов, в нем будут задействованы 8 разных государственных органов. В том числе получение согласований от Министерства инфраструктуры Украины. Которое, надеемся, в ближайшее время будет получено инвестором во исполнение решения суда.

ВСК по защите инвесторов попытается помочь сторонам найти понимание в этом бюрократическом аду, чтобы проект был реализован вовремя, а порт мог получить новый уникальный пирс уже летом этого года.

***

За последние пять лет в инфраструктуру портов "Черноморск" и "Южный" компанией Risoil SA было инвестировано более 2 млрд. гривен. Были построены и расширены грузовые терминалы, элеваторы, лаборатории, авто- и железнодорожные станции выгрузки грузов и взвешивания в портах, в которых уже работает инвестор.

Это позволило увеличить производственные мощности и самой компании, и портов, в которых она работает. В бюджет только за последние 2 года самой компанией и связанными с Risoil SA предприятиями уплачено более 250 миллионов гривен налогов.

Сегодня важно ценить каждого инвестора, реализующего в Украине масштабные проекты. Строительство нового пирса "Рисоил" – один из таких. Поэтому очень важно, чтобы все государственные органы, задействованные в этом процессе, работали эффективно и не допустили срыва его реализации. Проект важен и для порта "Черноморск", и для государства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА