Интерфакс-Украина
08:51 13.10.2022

Автор: ОЛЬГА БАТОВА

От монополии к эффективности

5 мин читать
От монополии к эффективности

Ольга Батова, Первый заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины

 

Государство завершает приватизацию своих спиртовых активов

Приватизация во время войны – это хорошо или плохо? Такие дискуссии ведутся сегодня в обществе. Причем доля категорических противников очень значительна. Причина проста – люди помнят процессы, которые происходили в девяностых и нулевых. Когда без конкуренции, в одни руки и за копейки отдавали государственные активы.

В то же время общество осведомлено о сущности современной приватизации и о реформе государственных предприятий. Нет понимания, что сегодня приватизация проходит иначе: по четким прозрачным правилам, с соответствующими предосторожностями, она адаптирована к условиям военного времени и призвана не только генерировать средства в бюджет, но и найти эффективного собственника, который реанимирует предприятие.

Важность и потребность в приватизации наглядно демонстрирует состояние спиртовой отрасли. Часть ее приватизировали еще до полномасштабной войны, и она развивается. То, что осталось в госсобственности, приходит в упадок и разваливается на глазах.

Демонополизация возродила отрасль

Украина решилась демонополизировать спиртовое производство одним из последних на постсоветском пространстве (пока монополистами еще остаются Беларусь и Кыргызстан).

Пока соседи модернизировали оборудование, внедряли энергосберегающие технологии, уменьшали себестоимость производства, Украина безнадежно отставала. Наш спирт стал значительно дороже и менее качественным, чем, например, у производителей Польши и Молдовы.

Отрасль постепенно погружалась в безнадежный кризис. По состоянию на 2019 год из 89 государственных спиртзаводов работали только 15. Некоторые были полуразрушенными, с деревьями, проросшими на крышах.

Меньшинство еще действовавших заводов держало на плаву госмонополиста компанию «Укрспирт». Но спрос на продукцию падал из-за ее дороговизны. Выгоднее было либо купить спирт в соседних странах, либо задействовать теневые схемы. Поэтому государство ежегодно теряло 9-10 млрд грн.

Демонополизация и разгосударствление спиртовых мощностей за несколько лет изменили отрасль. Приватизированные старые заводы обрели новую жизнь. Возник конкурентный рынок спирта. Характерный пример – Хоростковский спиртзавод на Тернопольщине, куда в 2020 году зашли частные инвестиции. Государство получило 66 млн грн от его продаж, а новый собственник вложил еще 40 млн в модернизацию производства. В результате количество рабочих мест выросло с 62 до 200.

В целом, приватизация спиртовых активов началась очень успешно. В прошлые годы провели 26 аукционов на около 1,5 млрд. грн. 55% мощностей "Укрспирта" перешли в частную собственность.

На этом фоне очень контрастно выглядят оставшиеся у государства спиртовые активы. Там тот же беспросветный упадок, неподъемные долги и отсутствие перспектив.

Завершаем дело – открываем возможности

В начале 2022 года планировалось продолжить приватизацию спиртовых активов. С 25 февраля по 4 марта должно было состояться 5 аукционов. Но из-за полномасштабного вторжения россии этого не произошло.

В условиях войны «Укрспирт» остался без доходов – 19 заводов остановили производство, возросла обуза ежемесячных расходов. Между тем, частные спиртовые мощности в безопасных регионах продолжают работать. В антикризисном менеджменте проявилась колоссальная разница между государственным и частным предприятием.

Государственные «спирты» с каждым днем ​​теряют инвестиционную привлекательность, останавливают свою деятельность, консервируют оборудование, постепенно превращаются в никому не нужный балласт. И это весомый аргумент за то, чтобы как можно быстрее их приватизировать.

Среди предпринимателей есть огромный запрос. Польза для бизнеса, для государства и в целом для экономики очевидна. Предприниматель получает необходимый ему актив и после модернизации предприятия получает прибыль. Средства от продаж поступают в государственный бюджет, уменьшается бюджетный дефицит, растет макроэкономическая стабильность, деньги на борьбу с агрессором. Благодаря обновлению предприятия создаются новые рабочие места, то есть снимается острота социальных проблем в регионах.

Новая волна так называемой «малой» приватизации сегодня проходит по новым правилам. В частности, можно приватизировать целостные имущественные комплексы, обремененные арестами на имущество. Значительно сокращается срок приватизационных процедур. Растут гарантийные взносы, а оплата производится до заключения договора купли-продажи. Сохраняются все разрешения и лицензии для новых владельцев единых имущественных комплексов.

Пока готовились и утверждались, эти законодательные изменения настаивали, чтобы именно «спирты» стали первыми в очереди на «малую» приватизацию. Ведь сегодня враг уничтожает наши элеваторы и зернохранилища, а спиртзаводы – идеальные площадки не только для хранения, но и для переработки зерновых. В результате сможем экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию, что увеличит валютную выручку государства. Кроме пищевой продукции, спиртзаводы способны производить биоэтанол – экологическое топливо и современные кормовые добавки для животноводства, на которые есть спрос в мире.

Приватизация спиртзаводов имеет свою специфику. Она предусматривает кроме уплаты финальной стоимости лота по результатам торгов погашение задолженности в размере балансовой стоимости объекта.

Но даже эта особенность не уменьшает спрос бизнеса на спиртовые активы. И первые проведенные аукционы это отлично демонстрируют.

На аукционе по продаже Кобыловолоцкого МПД приняли участие 6 участников, Мариловского – 4, Вузловского – 3. Стоимость первого выросла с 25,2 до 70,3 миллионов гривен, второго – с 54,3 до 150 миллионов, третьего – с 23,6 до 235,6 миллиона гривен. С учетом НДС и необходимых платежей в пользу Укрспирта, государство в сумме получило около 699 миллионов гривен. А бизнес сосредоточил в руках мощности, необходимые ему для успешного развития собственного дела.

Интересно и важно то, что некоторые из этих спиртовых активов уже выставлялись на торги, но приватизация была неуспешна. Причиной было, в том числе, несовершенное законодательство, позволяющее срыв приватизации недобросовестными участниками. Благодаря изменениям законодательства летом этого года, увеличены гарантийные взносы в 2 раза и оплата производится за актив сразу после проведения аукциона и до подписания договора – именно эти изменения и активный маркетинг сейчас являются залогом успешности последних аукционов.

До конца года Фонд госимущества намерен продать еще около 10 спиртзаводов. Новые владельцы смогут быстро возобновить работу этих объектов и уже скоро будут генерировать прибыль для бизнеса, добавленную стоимость, рабочие места и продукцию переработки. В результате сделаем шаг к укреплению экономики, у нее будут все возможности преодолевать вызовы полномасштабной войны вплоть до нашей победы над врагом.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА