Интерфакс-Украина
15:00 05.04.2023

Автор: ЮРИЙ МОМОТ

Опасность с неба. Почему дроны россиян продолжают убивать украинцев на поле боя

5 мин читать
Опасность с неба. Почему дроны россиян продолжают убивать украинцев на поле боя

Юрий Момот, заместитель генерального директора "Пиранья Тех"

 

Дроны — новая ударная и разведывательная сила в войсках. Воздушные, наземные, надводные и подводные они кардинально меняют наше представление о современной войне и способны полностью перевернуть ход событий на поле боя. Опыт второй войны в Нагорном Карабахе и войны России против Украины стали подтверждением этого тезиса.

Беспилотники позволяют получить информацию прямо с поля боя в режиме реального времени, вести корректировку огня и уничтожать врагов. Нарезки видео, где благодаря БПЛА удается уничтожать вражескую технику и личный состав, в интернете очень много. Но не надо думать, что дроны есть только у наших войск.

Когда в первой половине XX века танки совсем стали основной наступательной единицей, во всех армиях им начали находить противодействие. В боевом уставе советской армии было утверждено, что каждое отделение должно иметь РПГ-7 для борьбы с основным видом наступательного оружия. Подобную трансформацию переживаем и сейчас.

Смело можно сказать, что по уровню изменений в тактике действий подразделений БПЛА стали где-то на одну ступень с танками. Безусловно, у украинских военных уже немалый и очень успешный опыт пользования дронами. Но есть ли у нас достаточно средств для противодействия подобным атакам врага? Критическое значение здесь имеет организованная и системная радиоэлектронная борьба (РЭБ)

Значение РЭБ для противодействия дронам

Радиоэлектронная борьба – это система мер и технических средств для контроля, снижения эффективности средств радиосвязи противника и защиты собственных радиосвязей от врага. В течение десятилетий упор делался непосредственно на способы коммуникации или угнетения связи в зоне действия определенного подразделения. Но теперь большую часть работы подразделений РЭБ занимает именно противодействие дронам и БПЛА.

Еще в начале российской военной агрессии на Востоке Украины вопрос внедрения систем РЭБ и борьбы против дронов возник очень остро. Главная проблема – недостаточная имплементация РЭБ в боевой устав. Частичной отрадой является то, что точно такие же проблемы есть и у россиян. Но они тоже не стоят на месте.

Враг также активно использует беспилотники как гражданские, так и собственные военные или зарубежные разработки, вроде Орлан-10. Этот БПЛА с дальностью полета до 120 км от наземной станции управления и до 600 км в автономном режиме предназначен для разведывательных и мониторинговых миссий и активно используется для наведения войск.

Из последних новаций — установка на вертолеты Ми-28 МН и Ка-52М легкой многоцелевой управляемой ракеты «Изделие 305» с дальностью 14,5 км, а при определенных параметрах высоты полета и боевого использования этот показатель может быть больше. Данная ракета имеет связь с вертолетом и на второй стадии своего полета может доводиться на цель, получив координаты от БПЛА. Учитывая дальность этих ракет в 14,5 км, вертолет наносит поражение, даже не заходя в зону действия украинского ПВО.

Нет сомнений: со временем россияне будут придумывать новые и новые способы использования дронов для атак по украинским войскам. Именно поэтому мы должны научиться быстро противодействовать угрозе дронов именно для бойцов на передовой.

Как можно противодействовать дронам врага?

Шаг первый – имплементировать изменения штатного расписания с учетом потребностей в средствах РЭБ для батальона, роты, взвода.

Сейчас подобные системы работают, только в интересах бригады и батальона, забывая о взводе и ротах "на нуле". Силы и средства бригады невозможно растянуть по всей линии фронта. Пока только в немногих частях введен в штатное расписание взвод РЭБ, борющийся с дронами, и взвод аэроразведки, корректирующий огонь. Но есть и другие рода войск, которые нуждаются в этих необходимых изменениях.

Ручные Системы РЭБ могут быть внесены в штатное расписание тактических подразделений, тогда в каждом взводе появится одно или два антидронных ружья для противодействия атакам и разведке из воздуха.

Шаг второй — организовать централизованные государственные закупки средств противодействия дронам.

Сейчас ответственность за полноценное обеспечение наших бойцов нужными средствами почти полностью ложится на плечи волонтеров. Это все большая работа, и она не может нести любительского характера. Средства РЕБ требуются как индивидуального характера (вроде антидронных ружей), так и для охраны стратегических объектов.

Сейчас в подразделениях иногда можно найти антидронные ружья иностранного и украинского производства, которые при любой технической неисправности нужно отправлять на ремонт в техническую службу подразделения при наличии специалистов соответствующей квалификации или производителя.

Когда антидроновые ружья сделаны в Украине, то можно связаться с производителем и договориться о ремонте. А как исходить из ситуации зарубежных образцов ? Есть ли у них здесь представительства, предоставляют ли они услуги по ремонту?

И возникает еще один вопрос, а имеет ли подраздел запасное ружье? Поэтому наверняка такие ситуации нужно учитывать при организации закупок.

Как показывает практика, к антидронным ружьям нужны эффективные не громоздкие системы обнаружения дронов, которые можно связать в единую систему с ружьями. Это позволит определять направление на дрон от любого ружья, которое интегрировано с системой обнаружения.

Шаг третий – поддерживать и развивать национальных производителей средств РЭБ.

Мы должны полагаться на собственные возможности и средства противодействия агрессору, которые уже составляют достойную конкуренцию иностранным образцам. Так, украинская компания Piranha-Tech работает на рынке средств подавления сигналов и противодействия БПЛА и дронам уже более 10 лет. Долгое время мы работали на зарубежных рынках — обеспечивали охрану первых лиц Катара и ОАЭ, экспортировали наши системы в Грецию, Индонезию и Эфиопию. Но теперь мы сосредоточились именно на помощи ВСУ.

Среди нашей продукции — антидронные ружья, специализированные автоматические системы противодействия дронам и БПЛА на дальность до 30 км, которые используются для защиты объектов критической инфраструктуры, а также другие средства РЭБ, построенные на базе современных израильских разработок с нашими улучшениями и модификациями. Все компоненты, кроме усилителей — украинского производства, что очень ускоряет ремонт и обслуживание техники.

Мы также разрабатываем и производим оборудование для полноценной защиты объектов критической инфраструктуры от атак дронов и БПЛА. Подобную систему мы поэтапно реализуем в Дрогобыче Львовской области. Данная система будет обнаруживать и подавлять сигналы управления и навигации дронов и Бала на расстоянии до 30 км.

Вместо вывода

Очевидно, что даже после окончания войны дроны будут модернизироваться, и для них требуются системы эффективного противодействия. Мировой рынок дронов и условных "антидронов" растет, и у Украины появляется реальная возможность стать одним из лидеров в этой технологии.

Сегодня мы ведем совершенно новую войну, которую мир еще не видел. Такая война чревата новыми вызовами, на которые нужно реагировать максимально эффективно. И именно так — благодаря современным технологиям, системной работе над переменами и четким целям (как на земле, так и в небе) мы сможем преодолеть врага и победить.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА