По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе
Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра
В мае 2020 года Евросоюз принял очень важный природоохранный документ "Возвращение природы в нашу жизнь", в котором описана Стратегия по охране биоразнообразия до 2030 года (EU Biodiversity Strategy for 2030, Bringing nature back into our lives, Brussels, 20.5.2020 COM(2020) 380 final).
В ключевых обязательствах этой Стратегии говорится, что природно-заповедными объектами в Евросоюзе должно быть защищено не менее 30 % суши и 30 % моря. Это как минимум дополнительные 4% суши и 19% моря в сравнении с сегодняшним днем.
Особое внимание Стратегия обращает на увеличение площади природно-заповедных территорий со строгой охраной (заповедники, заповедные зоны национальных парков и т.п.). Сегодня в Евросоюзе только 3% суши и менее 1% моря находится под строгой заповедной охраной. Евросоюз считает, что к 2030 году одна треть природно-заповедных территорий стран Евросоюза должна иметь строгую заповедную охрану (полная заповедность), а это 10 % суши и 10 % моря. Причем под строгую заповедность должны быть отведены все оставшиеся первичные и старовозрастные леса Евросоюза. В настоящее время показатель заповедности в странах Евросоюза составляет 21% от площади этих стран.
А как дела в Украине, которая готовится войти в Евросоюз ? Здесь все очень плохо. Заповедный показатель еле-еле дотягивает до 6,6 %. Было бы несправедливо сказать, что на уровне законодательных документов в Украине ничего не было принято в этом плане. Так, согласно "Державной стратегії регіонального розвитку на 2021-2027 роки", утвержденной постановлением Кабмина Украины от 05.08.2020 г. №695, до 2027 г. заповедные территории должны занимать в стране 15% от ее площади. Согласно Закона Украины "Про Основні засади (стратегію) державної екологічної політики України на період до 2030 року" процент заповедных территорий в Украине в 2025 г. должен равняться 12,5%, а в 2030 г. - 15%.
Однако все это, как часто у нас бывает, остается только на бумаге. Дело в том, что в стране не разработан и не утвержден механизм увеличения площади заповедных объектов. Сейчас в Украине основными держателями природных территорий являются объединенные территориальные громады (ОТГ), которыми руководят сельские и городские советы, фермеры, а также лесники (ДП "Ліси України" и лесхозы АПК).
Согласно Закону Украины "Про природно-заповідний фонд України" для создания нового заповедного объекта в первую очередь нужно взять согласие владельца или землепользователя данной территории. Однако они не хотят создавать заповедные объекты. Так, наш опыт работы по созданию 140 заповедных объектов на землях местных советов в Киевской и Черкасской областей показывает, что только 30% местных советов Киевской области и 60% местных советов Черкасской области дают такое согласие. Иногда это процесс длиться годами. И то, при очень тесной работе с ними. Примерно такая же ситуация при работе с лесниками. Что касается фермеров, то они практически всегда отказывают в заповедании. И как в таких условиях выполнять Закон Украины и Державну стратегию?
Во-первых, на законодательном уровне должно быть четко прописано, что каждая объединенная территориальная громада, крупное фермерское хозяйство и лесхоз должны иметь на своей территории заповедные объекты, общая площадь которых занимает 15% от всей площади ОТГ или лесхоза. Необходимо добиться, что глава ОТГ, крупного фермерского хозяйства или директор лесохозяйственного объединения понимал, что заповедать до 15 процентов от всей площади является его обязанностью.
Во-вторых, на законодательном уровне ОТГ, фермеры и лесхозы должны получить определенные льготы (налоговые или другие) за заповедание 15% своей территории.
Очень важным моментом является качество созданных заповеданных объектов. К сожалению, в погоне за большим процентом заповедности, особенно в советское время, создавались заповедные объекты, которые не имели никакой экологической ценности. Под охрану брались посадки красного дуба, белой акации, других интродуцентов, которые с 2023 г. в Украине вообще запрещено высаживать в лесах. Так, ландшафтный заказник местного значения "Ржищевский", созданный в Киевской области на площади 1712 га в 1979 году, почти на половину состоит из посадок белой акации, значительная часть из которых уже засохла. Поэтому, расширяя площадь объектов природно-заповедного фонда, необходимо контролировать и качественную составляющую этой работы. Заповедать нужно в первую очередь особо ценные природные объекты, а заповедный режим должен быть как можно более строгим. А формально созданные заповедные объекты нужно закрывать и передавать для хозяйственного использования.
В первую очередь заповедать необходимо места произрастания краснокнижных видов флоры и фауны, которые массово уничтожаются. Так, по нашим подсчетам, из-за рубок леса в Черкасской области популяция краснокнижного волчеягодника уменьшается со скоростью 18% популяции в год, в Черниговской области популяция краснокнижного дифазиаструма сокращается из-за рубок со скоростью 6% популяции в год, а в Киевской области популяция краснокнижной орхидеи-пальчатокоренника мясокрасного из-за застройки пойм рек сокращается со скоростью 4% в год. В одном из лесхозов Житомирской области за последние 10 лет из-за рубок леса было уничтожено 4 гнезда редкой птицы - черного аиста.
Еще в 1996 году Украина ратифицировала Бернскую конвенцию по охране редких видов флоры и фауны, но ее выполнение, как мы видим, идет из рук вон плохо.
Еще один важнейший момент расширения природно-заповедного фонда - это наличие специалистов, кто этим занимается. К сожалению, с этим в Украине тоже проблемы. Основную роль в охране биоразнообразия играют объекты природно-заповедного фонда местного значения - заказники, заповедные урочища, памятники природы. Они также дают главные показатели по заповедной площади в стране. Работу по их заповеданию, как правило, в каждой области ведут один-два энтузиаста-биолога (естественно, без транспорта и необходимых финансов). Они за свой счет находят объекты, готовят обоснование, инициируют процесс заповедания в областном департаменте экологии. К этому нужно добавить несколько общественных экологических организаций, занимающихся заповеданием в Украине, но общее их количество можно измерить пальцами одной руки. И это все. В результате в среднем ежегодно в каждой области создается всего 3-5 новых объектов природно-заповедного фонда местного значения. При такой скорости заповедания Украина достигнет 15 % заповедности не к 2030 г., как это прописано в Законе, а к 3030 г., когда, собственно говоря, уже и заповедать будет нечего.
Поэтому крайне необходимо в системе Миндовкилля Украины организовать специальное научно-практическое подразделение по созданию новых объектов ПЗФ (как это было в 1990-х годах), а может быть даже и не одно. Что значительно бы ускорило процесс заповедания.
Еще хуже обстоят дела с созданием объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения - национальными парками и заповедниками. Для их создания необходимо готовить гораздо больше документации, чем для заповедных объектов местного значения. Поэтому создавать их крайне тяжело. Но главное препятствие лежит в Администрации (Офисе) Президента Украины. По Закону Указы о создании новых заповедников и национальных парков подписывает Президент Украины. Однако все Президенты Украины (за исключением Виктора Ющенко, при котором было создано или расширено 26 национальных парков и заповедников) крайне наплевательски относились к создание новых заповедных объектов. Это вам не Соединенные Штаты Америки, где создание новых национальных парков является делом престижа для каждого Президента США.
Франклин Рузвельт в 1944 году своим вето не дал охотникам закрыть национальный памятник Джексон Хоул. В 1933 году он поддержал Службу национальных парков, передав ей 64 национальных памятника природы, военных парков, полей сражений, кладбищ и мемориалов, находящихся в ведении Военного департамента, Службы леса и округа Колумбия. Огромную помощь природоохранникам в охране 100 млн. акров дикой природы Аляски оказал в конце 1970-х годов Президент США Джимми Картер.
8 февраля 1965 году Президент США Линдон Джонсон послал в Конгресс США особое послание, касавшееся защиты красоты природы. Позже это послание обсуждалось на Конференции по красоте природы, которая состоялась в Белом Доме 24 мая 1965 году. "Веками американцы черпали силу и вдохновение в красоте нашей страны. Пренебрежительным было бы поколение, равнодушное к суду истории," — писал Президент США (10).
Неравнодушным к охране дикой природы был также Президент США Билл Клинтон, который до 100 млн. акров расширил Национальную систему территорий дикой природы и до 90 млн. акров систему национальных парков.
В Украине все это брошено на самотек. Проекты Указов Президента о создании нового национального парка или заповедника могут валяться в Офисе Президента годами. Это совершенно непростительное отношение со стороны главы державы к природному наследию украинского народа. Кстати, когда Президенту Кучме захотелось создать для себя две новые царские охоты - Белоозерская и Синегора, их в 2000 году оформили быстро, без всякой бюрократической круговерти, буквально за месяц.
В Канаде, по опросам, национальные парки являются третьим, после гимна и герба, символом государства. В Украине, я уверен, о наличии украинских национальных парков и заповедников не ведает и половина ее населения.
Очень много для охраны дикой природы Украины, заповедания ее уникальных памятников могли бы сделать богатые люди, меценаты. В США, например, это довольно распространенное направление деятельности меценатов. Одним из первых такой пример подал конгрессмен от штата Калифорния У. Кент, выкупивший в 1903 году 295 акров нетронутого красного леса в графстве Мартин и передавший его правительству. В 1908 году этот объект был провозглашен лесным национальным памятником природы им. Дж. Мюира. Позже У. Кент выкупил еще участки и добавил их к этому уникальному памятнику природы.
Дж. Рокфеллер-мл. скупил пастбищные земли в Джексон-Холл, штат Вайоминг, а затем подарил их Службе национальных парков США, чтобы значительно расширить национальный парк Гранд Тетон. Семья Рокфеллеров также дала 70500 долларов для создания Музея в Йосемитском национальном парке и финансировал расширение Йеллоустоунского национального парка и с целью взятия под охрану рощ секвой.
Рокфеллеры дали деньги на создание Шенандонского национального парка и национального парка Курящих гор. Часть территории национального парка Грейт Смоуки Маунтинс и национального парка Виржинских островов были выкуплены и переданы в дар государству богатыми людьми США.
В настоящее время в США существует 385 отделений Системы национальных парков США, земли которых выкуплены для заповедания богатыми американцами. Давать деньги на защиту дикой природы считается в США модным и почетным, ибо охрана дикой природы — это национальное занятие американцев.
К сожалению, мне неизвестно ни одного имени богатого украинца, который бы пожертвовал деньги на выкуп участка дикой природы для его заповедания.
А тем временем Украина стремительно лишается своих природных богатств. Степи распаханы на более чем на 95%. Очень быстро уничтожаются заливные луга вдоль рек, их застраивают коттеджами. Стремительно вырубаются леса, а вместо ценнейших с точки зрения экологии природных лесов насаживаются монокультуры сосны, которые потом страдают от пожаров и короедов. Незаповеданных природных лесов, наверное, уже осталось в Украине всего около 10%. Продолжают осушаться болота, которые питают реки. А сами реки застраиваются плотинами малых ГЭС, уничтожаются карьерами.
Все это приведет к мощнейшему экологическому кризису, негативные последствия которого для жизни и здоровья людей, сельского хозяйства и водоснабжения Украины будут катастрофическими.
Кроме всего прочего, дикая природа - неотъемлемая часть украинской идентичности, и необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить это достояние для будущих поколений. Тем более во время войны, когда Россия уничтожает природные памятники на оккупированной территории.