Интерфакс-Украина
16:52 14.04.2025

Автор: ЮРИЙ ЩУКЛИН

Окно возможностей для Украины и Польши: как восстановить взаимное доверие благодаря цифровым технологиям

7 мин читать
Окно возможностей для Украины и Польши: как восстановить взаимное доверие благодаря цифровым технологиям

Юрий Щуклин, эксперт логистики, советник президиума УКАБ по железнодорожной логистике, глава ассоциации “Цифровые пути свободы”

 

С начала полномасштабной войны Украина кардинально переориентировала свои логистические потоки с южных портов на западные пограничные переходы, в частности, через Польшу, которая стала главной транзитной страной для украинского экспорта. В частности, я сам уже в апреле 2022 года перевез в Польшу оборудование, которое позволяет перегружать зерно с широкой колеи на узкую, наладил потоки украинского зерна в порты Щецин-Свиноуйсьце, а дальше оно кораблями последовало в страны Балтии. Соответственно и другие украинские бизнесы благодаря географическому положению Польши и ее инфраструктуре находили пути Балтийским морем к своим традиционным рынкам и открывали по суше новые: рынки Германии, Испании, Португалии. Однако со временем в польском обществе возросло недовольство из-за конкуренции с украинскими агропроизводителями, что привело к блокадам границ, политическому напряжению и внедрению временных запретов транзита и экспорта из Украины.

Несмотря на все события этой истории, продолжающейся с апреля 2023 года, шанс разрешить противоречия до сих пор сохраняется. Более того: председательство Польши в Совете ЕС открывает окно возможностей для переосмысления роли Украины в логистической системе Евросоюза. Действенными и прагматичными адвокатами возобновления и расширения торговых отношений с Украиной являются те польские бизнесы, которые родились или получили импульс развития именно благодаря резкому росту логистического и торгового взаимодействия между нашими странами в 2022 году.

На организованном Польско-Украинской Хозяйственной палатой XIII Fracht Intermodal Transport Forum (состоявшемся в Сопоте 26-27 марта) значительное внимание получила тема негативных последствий для польского бизнеса от сокращения объемов украинских грузопотоков. Польские компании, владеющие инфраструктурой и занимающиеся обработкой грузов, потеряли доходы, получаемые от украинских потоков, и осознали факт, что эти потери не компенсировались ни польскими, ни какими-либо другими грузами. Соответственно изменились содержание и тональность оценок влияния украинских грузов на экономику Польши. Глава Польско-Украинской Хозяйственной палаты Яцек Пехота артикулирует необходимость восстановления доверия к Польше как транзитной стране. А польские компании, которые обрабатывали украинские грузы и потеряли доход из-за ограничений, начинают артикулировать запросы к своему правительству по поводу устранения препятствий для транзита украинских грузов, ведь их возврат мог бы способствовать развитию и дополнительным возможностям.

Однако с повестки дня никуда не делась проблема польских фермеров, экономической конкуренции и социально-политических последствий, которые она влечет за собой. Польские фермеры, чье производство часто менее эффективно по сравнению с украинским из-за меньших масштабов и более высоких затрат, опасаются, что наплыв дешевой украинской сельхозпродукции — в частности зерна — вытеснит их с внутреннего рынка и снизит цены, подрывая их конкурентоспособность. Для польского правительства проблема имеет более широкий контекст: поддержка фермеров является не только экономическим, но и социальным приоритетом, ведь аграрный сектор обеспечивает занятость и стабильность сельских регионов. В то же время Польша стремится сохранить роль транзитного хаба, получая доходы от инфраструктуры, например железных дорог и портов. Это создает дилемму: разрешить транзит и рисковать недовольством фермеров или ограничивать его и дальше, теряя экономические выгоды.

Важно понимать, что из-за отсутствия современных инструментов отслеживания грузопотоков, польские чиновники и фермеры лишены возможности видеть более масштабную картину. С украинской стороны границы уже сформировался класс малых и средних аграрных производителей, не представляющих конкуренции польским фермерам, поскольку их деятельность ориентирована на прямые поставки к европейским потребителям. Эти хозяйства, адаптируясь к условиям войны, наладили собственные каналы сбыта в ЕС, найдя нишевых покупателей — переработчиков или конечных клиентов, которые ценят качественную продукцию. Благодаря небольшим масштабам производства они не создают избыточного предложения на польском рынке, а их экспорт через Польшу транзитный, а не локальный, что устраняет прямую угрозу для польских аграриев.

Этот класс производителей сформировался из необходимости выживания после полномасштабной войны, когда традиционные схемы сбыта агропродукции через крупных трейдеров и порты Черного моря стали недоступны. Малые и средние хозяйства, часто из западных регионов Украины, инвестировали в собственную логистику, например, в создание узкоколейных терминалов у границы, и научились самостоятельно заключать контракты с европейскими партнерами. Их продукция, например нишевые культуры или органические товары, отвечает специфическим потребностям рынка ЕС, а не массовому спросу, который могли бы перекрыть крупные украинские агрохолдинги, — этим они и принципиально отличаются от конкурентов, вызывающих беспокойство в Польше. Такая модель экспорта не вредит, а приносит пользу полякам: транзит этих грузов через польскую инфраструктуру – железные дороги и порты, как Щецин и Свиноуйсьце, – генерирует привлеченным предприятиям стабильный доход, не создавая рисков для местных фермеров. Эти хозяйства не "засоряют" польский рынок дешевой продукцией, а направляют ее дальше - в Испанию, Германию или страны Балтии - что делает их идеальными партнерами для транзитной роли Польши. Таким образом, они не только интегрируются в европейскую экономику, но и демонстрируют модель сотрудничества, выгодную обеим странам. Эта модель могла бы быть масштабирована (а объем грузов соответственно увеличен) при наличии у украинских фермеров понятной системы выхода на внешние рынки без посредников и перекупщиков.

Итак, сформирован благоприятный фон: Польша уже ощутила экономические потери от эмбарго на украинские грузы и готова искать компромисс, а с другой стороны, а Украина нуждается в стабильном транзите для экспорта и будущей интеграции в Европу. Главным препятствием является то, что Польша, как главные транзитные ворота, не имеет возможности предусматривать объемы и направления украинского экспорта.

Решение есть: прозрачное технологическое планирование. Возобновить взаимное доверие возможно путем перехода к ответственному раннему планированию логистики и торговли с использованием современных цифровых решений.

Это означает:

создание информационной среды, в которой можно планировать и согласовывать объемы производства, экспортные намерения и логистические возможности на год-два вперед;

внедрение цифрового приложения для украинских фермеров – удобного и понятного, как приложения для покупки билетов, которое поможет выходить на прямых потребителей их продукции в ЕС без посредников;

мониторинг инфраструктуры и грузопотоков в реальном времени для предотвращения шоков и перегрузок.

Такая система выгодна обеим сторонам: Польша получит контролируемые, прогнозируемые грузопотоки, защиту своих фермеров через регулирование происхождения продукции, а также дополнительный доход от обработки украинских грузов, а украинские производители смогут избежать зависимости от перекупщиков, найти новые рынки, выращивать нишевые культуры и продавать свои урожаи за рубежом и стать полноценными участниками европейской экономики.

Инфраструктурные предпосылки для этого уже есть. Часть украинских производителей уже интегрирована в европейскую экономику: они транспортируют грузы по польской железной дороге в порты на Балтийском море, имеют опыт, рынки сбыта и собственную инфраструктуру возле узкой колеи. Они не вернутся к старой модели, где доминируют трейдеры и посредники. Если возможность продавать продукцию через цифровое приложение, обходя трейдеров, получат все украинские фермеры, произойдут существенные изменения, которые повлияют на экономическую независимость, прибыльность и рыночные перспективы этого класса агропроизводителей.

Во-первых, фермеры смогут напрямую заключать контракты с европейскими покупателями или переработчиками, получая более высокую цену за свою продукцию, поскольку исчезнет посредническая маржа трейдеров, традиционно диктующих низкие закупочные цены. Цифровое приложение упростит процесс оформления экспортных операций и логистики — от планирования посевов до бронирования вагонов, что сейчас требует найма внешних специалистов, делая малых фермеров зависимыми от крупных игроков. Это позволит им самостоятельно контролировать всю цепочку продаж, повышая их доход. Во-вторых, доступ к цифровому инструменту расширит рынки сбыта: вместо ограниченного круга местных трейдеров, покупающих только массовые культуры (как кукуруза или пшеница), фермеры будут иметь связь с тысячами потенциальных покупателей в ЕС, готовых к нишевым или органическим продуктам. Они смогут гибко реагировать на спрос, выращивая то, что нужно конкретным клиентам, а не то, что навязывают перекупщики, что расширит номенклатуру их продукции и повысит ее добавленную стоимость. К примеру, вместо стандартного зерна они могут перейти на нишевые бобовые и зерновые культуры, которые ценятся в Европе. В-третьих, цифровое приложение сделает процесс прозрачным и предсказуемым: фермеры будут знать заранее, сколько и кому они продадут, что позволит планировать посевы и логистику на год вперед, избегая простоев или потерь. Это уменьшит их уязвимость к колебаниям цен, которые трейдеры часто используют в свою пользу, позволит продавать свои урожаи по форвардным контрактам, строить долгосрочные отношения с покупателями, получить больше свободы в выборе стратегии и избавиться от зависимости от посредников, что кардинально изменит их роль в аграрном секторе Украины.

Время действовать – сейчас. Польша до 1 июля будет председательствовать в Совете ЕС. Это – окно возможностей, чтобы поднять на повестку дня вопросы интеграции украинской логистики в европейскую систему и сделать это на основе новых цифровых технологий.

 

Необходимо:

Создать межгосударственную рабочую группу;

Принять методологию прохождения границы украинских аграрных грузов;

построить прозрачную систему администрирования и планирования логистики;

Актуализировать данные о предприятиях, объемах производства, регионах и логистических возможностях;

Использовать уже существующие ІТ-решения для запуска системы планирования экспорта.

 

Интеграция Украины в европейскую логистическую систему уже началась. Она должна проходить через совместное планирование, прозрачность и технологическую открытость, и Польша может стать нашим надежным союзником. Для этого следует начать с конкретных решений – в формате цифрового прорыва в аграрной логистике.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Почему "Газпром" проигрывает Labubu

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА