Интерфакс-Украина
20:47 27.09.2025

Автор: ИРИНА ЖДАНОВА

Мотивировать к поступлению на инженерные специальности школа может, если?..

4 мин читать
Мотивировать к поступлению на инженерные специальности школа может, если?..

Ирина Жданова, основательница Научного лицея Чурюмова, кандидат  исторических наук

Естественные предметы и математику углубленно можно учить с 1 класса. И в онлайн тоже можно. Проверено практикой. Астрономию и физику в Научном лицее / пансионе Чурюмова изучают как отдельные предметы с 1 класса. Первый месяц запуска учебного года – позади. Итак, поделюсь первыми соображениями о 2025/2026 учебном году. И о последнем заявлении Оксена Лисового об ответственности школ за инженерное образование.

К нам в этом году пришли мотивированные активные дети, которым нравиться учиться. Поскольку я больше общаюсь с командой, могу уверенно сказать, что учителя – в восторге. Ибо это о мотивации учителя идти в класс и чувствовать, что тебя слышат. Что ты нужен как учитель.

Мотивировать к поступлению на инженерные специальности школа может, если есть условия.

Первое "если".

Углубленные естественные науки и математику [и другие предметы] можно изучать тогда, когда есть запрос заказчиков. Родителей и государства. Они являются заказчиками образовательных услуг. И такие родители есть. И дети тоже. Государство сегодня заказывает эти услуги? Мой личный ответ – НЕТ. Министр сказал об ответственности школы по мотивации к инженерным специальностям. Это правда, но постправда. Первыми в этой цепи есть заказчики.

Второе "если".

Если верно выстроить бизнес-процессы. Да, я не ошиблась. Ибо то, придут ли к вам и какие к вам придут учителя, дети и родители, зависит и от бизнес-процессов. Инновационные и прозрачные. С человеческим подходом. Если родители постоянно критикуют в  чатах зауча, учителя, то выстроить эффективное обучение очень сложно. Вернее – невозможно. Дети слышат, что говорят родители. Недоверие передается им.

За 7 лет работы моей школы было всякое. Но даже те, которые сначала ожидали, что мы будем рисовать оценки и развлекать детей, уходили от нас в другую школу с благодарностью. Я поняла, что нужно с первого дня после подписания договора откровенно и честно разговаривать с родителями. Давать четкий план, развернутые ответы на вопросы и разъяснять наши подходы. Отказ от классно-урочной системы, уроки по методике Барбары Окли – не так легко действительно принять.

То же, но отдельно с преподавателями. Особенно с новыми. Ой, как тяжело им после НУШ и государственных школ! Легче с репетиторами. Что нужно? Сразу, "на берегу", проговорить и прописать прозрачно о кипиай. О ежедневном мониторинге работы. Учителя – это сообщество очень ответственных людей. Поэтому не только о видении и ценностях нужны разговоры. Это тоже нужно. И не только о "почему". Нужны  и ответы на вопросы  “что и как делать”. Краткое обучение с еще более короткими и четкими инструкциями по каждому процессу.

И делать постоянные рефлексии. С учениками. С учителями. С родителями. Внутри команды администрации.

Это то, чему я научилась в общественной работе. То, что изучала в Израиле. И то, что могу применить на уровне вытянутой руки в школе, где я являюсь основательницей. А моими заказчиками есть родители. И частично – государство.

Третье "если" – ключевое.

ДОВЕРИЕ.

Если мне не доверяет государство, которому я добросовестно плачу налоги и исполняю свои обязанности, я могу работать. Ибо есть закон. Автором статьи об углубленном изучении естественных наук и математики была я и команда директоров физмат школ, ученых. Поэтому я хорошо знаю, что все возможности для организации такого обучения есть в правовом поле. Поддерживает ли сегодня государство это направление? Нет. НУШ поддерживает. Специализированное образование научного профиля – нет.

Даже если заказчики-родители на углубленное естественно-математическое образование, есть выстроенные бизнес-процессы, но нет доверия, то никакая школа не будет работать эффективно. Ибо без безопасной и дружественной среды для детей, родителей, учителей, команды – это будут сплошные цунами и землетрясения. В образовании нам достаточно войны.

Развитие доверия между родителями, учениками и учителями — это отдельная, возможно, первая задача учредителя школы. А теперь в этой формуле ставим учредителем районные управления образования или государство. Что мы сейчас имеем? Ситуацию катастрофы в государственных школах. К моему большому сожалению. Если основателем является университет (как в Украинском физико-математическом лицее) или толковая община – там другая история. Но сколько таких государственных физматов, которые ценой сверхчеловеческих усилий все еще держатся в украинском образовании?!! Какой охват? Как там учиться неолимпиадникам?

Вернусь к доверию. Расскажу, как у нас работает один кейс. Еженедельно у нас с учениками есть такая онлайн-игра "Свеча". Мы собираемся и по очереди называем три вещи, что за эту неделю понравилось больше всего. Одна из этих штук – ошибочна. Все весело обсуждают, что именно фальшь. Учатся конструктивно критиковать и анализировать тезисы друг друга. Для администрации это возможность получить от наших учеников техническое задание — что именно улучшить.

Назовите это ребенкоцентризмом или объектностью на выступлениях на форумах и конференциях. Пожалуйста. Только не под софиты во время войны. Это очень демотивирует тех, кто непосредственно работает с учениками и родителями. Без откровенных разговоров и реагирования, обратной связи не следует ожидать доверия. [Это то, что пока не может понять Министерство образования и науки].

Убеждена: без этих трех факторов у нас не будет естественно-математического образования. Все остальное: кабинеты, оборудование, учебники – очень важно. Но не достаточно, по моему мнению. Они будут мертвы без живого заказчика, бизнес-процессов и доверия.

 

ПОСЛЕДНЕЕ

АЛЕКСЕЙ ШЕВЧУК

Адвокат ≠ клиент. Почему закон о запрете отождествления — это защита правосудия, а не удар по свободе слова

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Чек - только в обмен на чек-лист: что должна ставить Еврокомиссия условием помощи "Укрзализныце"

ЕГОР ПЕРЕЛЫГИН

Отходы как новые месторождения: как Украина может раскрыть потенциал критических минералов через переработку отходов ГМК

ИРИНА ЕГОРЧЕНКО

Проблемы математического образования и влияние на экономику Украины

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Больше работников на оборонных заводах - больше украинского оружия на фронте. Верховная Рада приняла законопроект

ВИКТОР СМАЛЬ

Лесная декоммунизация. Как мы создаём национальный природный парк, "репрессированный" почти сто лет назад

СЕРГЕЙ ЧУБУКОВ

Уроки дружбы. На что стоит обратить внимание, если ваш ребенок 1 сентября не сядет за школьную парту

ЕВГЕНИЙ КИРИЧЕНКО

Затерянные между границами: как Украине вернуть своих граждан

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Почему "Газпром" проигрывает Labubu

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА