Мотивировать к поступлению на инженерные специальности школа может, если?..

Ирина Жданова, основательница Научного лицея Чурюмова, кандидат исторических наук
Естественные предметы и математику углубленно можно учить с 1 класса. И в онлайн тоже можно. Проверено практикой. Астрономию и физику в Научном лицее / пансионе Чурюмова изучают как отдельные предметы с 1 класса. Первый месяц запуска учебного года – позади. Итак, поделюсь первыми соображениями о 2025/2026 учебном году. И о последнем заявлении Оксена Лисового об ответственности школ за инженерное образование.
К нам в этом году пришли мотивированные активные дети, которым нравиться учиться. Поскольку я больше общаюсь с командой, могу уверенно сказать, что учителя – в восторге. Ибо это о мотивации учителя идти в класс и чувствовать, что тебя слышат. Что ты нужен как учитель.
Мотивировать к поступлению на инженерные специальности школа может, если есть условия.
Первое "если".
Углубленные естественные науки и математику [и другие предметы] можно изучать тогда, когда есть запрос заказчиков. Родителей и государства. Они являются заказчиками образовательных услуг. И такие родители есть. И дети тоже. Государство сегодня заказывает эти услуги? Мой личный ответ – НЕТ. Министр сказал об ответственности школы по мотивации к инженерным специальностям. Это правда, но постправда. Первыми в этой цепи есть заказчики.
Второе "если".
Если верно выстроить бизнес-процессы. Да, я не ошиблась. Ибо то, придут ли к вам и какие к вам придут учителя, дети и родители, зависит и от бизнес-процессов. Инновационные и прозрачные. С человеческим подходом. Если родители постоянно критикуют в чатах зауча, учителя, то выстроить эффективное обучение очень сложно. Вернее – невозможно. Дети слышат, что говорят родители. Недоверие передается им.
За 7 лет работы моей школы было всякое. Но даже те, которые сначала ожидали, что мы будем рисовать оценки и развлекать детей, уходили от нас в другую школу с благодарностью. Я поняла, что нужно с первого дня после подписания договора откровенно и честно разговаривать с родителями. Давать четкий план, развернутые ответы на вопросы и разъяснять наши подходы. Отказ от классно-урочной системы, уроки по методике Барбары Окли – не так легко действительно принять.
То же, но отдельно с преподавателями. Особенно с новыми. Ой, как тяжело им после НУШ и государственных школ! Легче с репетиторами. Что нужно? Сразу, "на берегу", проговорить и прописать прозрачно о кипиай. О ежедневном мониторинге работы. Учителя – это сообщество очень ответственных людей. Поэтому не только о видении и ценностях нужны разговоры. Это тоже нужно. И не только о "почему". Нужны и ответы на вопросы “что и как делать”. Краткое обучение с еще более короткими и четкими инструкциями по каждому процессу.
И делать постоянные рефлексии. С учениками. С учителями. С родителями. Внутри команды администрации.
Это то, чему я научилась в общественной работе. То, что изучала в Израиле. И то, что могу применить на уровне вытянутой руки в школе, где я являюсь основательницей. А моими заказчиками есть родители. И частично – государство.
Третье "если" – ключевое.
ДОВЕРИЕ.
Если мне не доверяет государство, которому я добросовестно плачу налоги и исполняю свои обязанности, я могу работать. Ибо есть закон. Автором статьи об углубленном изучении естественных наук и математики была я и команда директоров физмат школ, ученых. Поэтому я хорошо знаю, что все возможности для организации такого обучения есть в правовом поле. Поддерживает ли сегодня государство это направление? Нет. НУШ поддерживает. Специализированное образование научного профиля – нет.
Даже если заказчики-родители на углубленное естественно-математическое образование, есть выстроенные бизнес-процессы, но нет доверия, то никакая школа не будет работать эффективно. Ибо без безопасной и дружественной среды для детей, родителей, учителей, команды – это будут сплошные цунами и землетрясения. В образовании нам достаточно войны.
Развитие доверия между родителями, учениками и учителями — это отдельная, возможно, первая задача учредителя школы. А теперь в этой формуле ставим учредителем районные управления образования или государство. Что мы сейчас имеем? Ситуацию катастрофы в государственных школах. К моему большому сожалению. Если основателем является университет (как в Украинском физико-математическом лицее) или толковая община – там другая история. Но сколько таких государственных физматов, которые ценой сверхчеловеческих усилий все еще держатся в украинском образовании?!! Какой охват? Как там учиться неолимпиадникам?
Вернусь к доверию. Расскажу, как у нас работает один кейс. Еженедельно у нас с учениками есть такая онлайн-игра "Свеча". Мы собираемся и по очереди называем три вещи, что за эту неделю понравилось больше всего. Одна из этих штук – ошибочна. Все весело обсуждают, что именно фальшь. Учатся конструктивно критиковать и анализировать тезисы друг друга. Для администрации это возможность получить от наших учеников техническое задание — что именно улучшить.
Назовите это ребенкоцентризмом или объектностью на выступлениях на форумах и конференциях. Пожалуйста. Только не под софиты во время войны. Это очень демотивирует тех, кто непосредственно работает с учениками и родителями. Без откровенных разговоров и реагирования, обратной связи не следует ожидать доверия. [Это то, что пока не может понять Министерство образования и науки].
Убеждена: без этих трех факторов у нас не будет естественно-математического образования. Все остальное: кабинеты, оборудование, учебники – очень важно. Но не достаточно, по моему мнению. Они будут мертвы без живого заказчика, бизнес-процессов и доверия.