Интерфакс-Украина
13:56 14.09.2020

Автор: ОЛЕГ ТИТАМИР

Критическое состояние столичной канализации: почему нельзя медлить?

5 мин читать
Критическое состояние столичной канализации: почему нельзя медлить?

Олег Титамир, президент ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг"

 

 

Киевская канализационная инфраструктура функционирует в постоянном аварийном режиме, большинство сетей и коллекторов были построены еще в советское время и уже давно исчерпали эксплуатационный ресурс.

Если власть и дальше будет игнорировать эту проблему, то завтра столицу может ожидать коллапс в сфере водоснабжения. И вот почему:

-- среди сетей транспортировки сточных вод Киева до сих пор в эксплуатации находятся канализационные коллекторы, построенные до 1917 года! В то же время, в аварийном состоянии -- и коллекторы, построенные в 50-80-х годах из железобетонных конструкций и без защитного покрытия. При этом более 90% насосного оборудования требует замены;

-- канализационная система является разветвленным комплексом, который состоит из внутриквартальных и уличных сетей, главных коллекторов, насосных станций и напорных трубопроводов и тому подобное. Общая протяженность канализации Киева составляет 2719 км. И даже согласно отчетным данным ЧАО "АК "Киевводоканал" за 2019, доля сетей, исчерпавших свой эффективный срок эксплуатации составляет 62,66%. Из них ветхих и аварийных - 828,4 км, или 30, 46%, то есть -- почти треть !;

-- краеугольным негативным фактором является то, что львиная доля канализационных сетей Киева построена из железобетона, который является неустойчивым к химическим и механическим воздействиям. Он -- вообще не пригоден для использования в канализационной инфраструктуре. Поскольку из-за сероводорода, который активно выделяется из стоков, вызывается так называемая газовая коррозия, бетон становится хрупким, стальная арматура ржавеет и канализационные трубы разрушаются;

-- крайне негативно влияют на канализационную систему и сверхнормативно загрязненные стоки от предприятий, которые из-за "экономии" отказываются устанавливать локальные очистные сооружения. В то же время, из столичных канализационных сетей ежегодно изымают 9 тонн жира, который скапливается на стенках канализационных труб, образуюясь в результате несанкционированных выбросов в столичной канализации -- от предприятий молочной промышленности, ТРЦ, супермаркетов, предприятий общественного питания, большинство из которых не оборудованы жироуловителями. При этом до сих пор не существует эффективного рамочного законодательства и действенного контроля со стороны Государственной экологической инспекции;

-- из-за вышеназванных факторов имеем высокий показатель аварийности канализационных сетей в столице -- 290 аварий на 100 км в год. Вообще, в прошлом году зафиксировано 7890 аварий и повреждений. Так вот, большая часть ремонтов - это банальное латание "дыр", а не комплексная реконструкция сетей и коллекторов! Вот и получается, что власть выбрасывает деньги на ветер, занимаясь "сизифовым трудом";

-- по оценкам экспертов отрасли, ориентировочная стоимость комплексной модернизации и развития водопроводного и канализационного хозяйства составляет около 30 млрд грн. В то же время, для поддержания канализационного хозяйства хотя бы в нынешнем состоянии ежегодно необходимы от 800 млн до 2 млрд грн. Учитывая тот факт, что бюджет Киева в текущем году составляет 57,9 млрд грн., денег на реконструкцию канализационных сетей критически не хватает. Так, в столичной смете в 2020 г. на строительство и модернизацию всех (!) сетей -- водопроводных, тепловых и канализационных – выделено 575, 6 млн грн. Этого явно недостаточно!;

-- не лучше финансовая ситуация и у столичного оператора водоснабжения -- "Киевводоканала". Главным источником финансирования, которое коммунальное предприятие получает на внедрение инвестиционных программ для модернизации канализационной сети, являются тарифы для бытовых потребителей. Однако эти деньги покрывают около 60-70% реальной себестоимости на водоснабжение и водоотвод! Следовательно, в текущем году -- на аварийно-восстановительные работы выделено "аж" 34 млн грн. Это -- капля в море, ведь за эти деньги можно поменять всего 3-4% сетей! Вообще же, во все годы работы водоканалов в независимой Украине главной задачей было оплатить электроэнергию, которая "съедает" до 50-60% тарифа. В Киеве водоканал фактически работает на олигарха Рината Ахметова, энергетическая компания которого получает сверхприбыли, продавая коммунальному предприятию электроэнергию по "заоблачным" ценам. А дальше -- хоть трава не расти! Все это грозит масштабной техногенной катастрофой в столице!

Поэтому, тянуть с комплексной реконструкцией столичных канализационных сетей недопустимо. Уже сегодня власть должна действовать в следующих направлениях.

Во-первых, Верховная Рада должна наконец разработать и принять закон "О канализации в Украине", комплексно регулирующий правила и стандарты в этом коммунальном секторе (в течение стольких лет эта сфера "живет" без профильного закона!). Это внедрит необходимые алгоритмы в области водоснабжения и канализации, которыми будут руководствоваться муниципалитеты.

Во-вторых, правительство вместе с группой международных и отечественных экспертов, на основе профильного закона, должно создать Национальную стратегию отрасли и программу финансирования комплексной реконструкции канализационных сетей и объектов очистки сточных вод. На уровне Киева и каждого украинского города должна быть разработана соответствующая муниципальная программа. При этом, источники финансирования должны быть диверсифицированы: на паритетных началах -- городской и государственный бюджет, целевые кредиты Всемирного банка и от отечественных банковских учреждений, средства из инвестиционных программ водоканалов, возможно, - специальные акцизы для предприятий, которые производят экологически опасные стоки и тому подобное.

В-третьих, как бы это непопулярно не звучало, однако, в течение 2-3 лет тарифы на водоснабжение и водоотвод необходимо привести в соответствие с рыночным уровнем и реальной себестоимости коммунальной воды с учетом инвестиционной составляющей для модернизации канализационных и водопроводных сетей. Для сравнения: потребители в Бельгии и Норвегии платят за кубометр воды эквивалент 175 грн. В той же таки Польши куб коммунальной воды вместе с водоотведением стоит в 10 раз больше, чем в Украине, -- 276 грн.

И, в-четвертых, властям стоит рассмотреть еще одну важную опцию -- передачу столичных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения в концессию профильному бизнесу. Подобные модели действуют, в частности, в США, Канаде, Великобритании, благодаря чему снизились расходы на обслуживание канализационных сетей в этих странах на 17-40%! При широкой системе различных стимулов для частного инвестора со стороны киевской власти и адекватного тарифообразования такая форма государственно-частного партнерства может обеспечить полную модернизацию водопроводно-канализационной структуры, рентабельность этого бизнеса и наполнение доходной части столичного бюджета.

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА