Интерфакс-Украина
11:00 20.11.2020

Автор: ДЕНИС БАШЛЫК

Консолидация земель в международной парадигме: Изучение опыта стран ЕС

5 мин читать
Консолидация земель в международной парадигме: Изучение опыта стран ЕС

Денис Башлык, директор по связям с государственными органами Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса”

 

30 апреля 2020 Президент Украины подписал закон о рынке земли, который фактически начал новый этап земельной реформы.

  Впрочем, комплексный подход к реализации реформы не заключается в «открытии рынка ради рынка», независимости от архитектуры реализованной модели.  Таким способом вместе с проектом закона о земле в Верховную Раду был внесен ряд дерегуляционных инициатив, направленностей на обеспечение функционирования рынка и его инфраструктуры.  Их основная цель - создание максимально комфортных условий и предохранителей для всех участников рынка.

  Несмотря на это, среди других законодательных инициатив в Верховной Раде до сих пор не зарегистрирован проект закона о консолидации земель.  К тому же, в плане действий правительства, направление данного законопроекта запланировано через полгода после принятия закона о земле.

  На сегодня аграрный производитель вряд ли может с уверенностью сказать, что чувствует себя защищенным  в правах на землю, а в канун открытия рынка земли, ситуация лишь усугубляется.  Если оставить все риски, что существуют в не правовом поле, нынешняя ситуация в земельных отношениях создает дополнительные риски, которые являются последствиями отсутствия механизма консолидации.

  Что означает «консолидация земель» и почему этот механизм важен и остро необходим?  Рассмотрим на примере подходов в политике ЕС.

 

  Что значит консолидация земель в политике ЕС?

  Иногда консолидацию земель (далее - КЗ) неправильно интерпретируют только как простое перераспределение участков для устранения фрагментации.  Однако консолидация земель, фактически от самого начала применения в Западной Европе, ассоциируется с более широкими социальными и экономическими реформами.  В частности, как инструмент или начало развития сельских территорий.

  В контексте политики развития сельских территорий ЕС консолидация земель представляет собой инструмент для одновременного решения проблем: Повышение конкурентоспособности ферм, защиты окружающей среды, сохранение ландшафта, природного и культурного наследия, рационального использования природных ресурсов и улучшения качества жизни в сельской местности.

  Ныне в странах ЕС концепция развития села значительно расширилась и содержит повышенную информированность по экологическим вопросам и широким спектром не с.-х.  применений.  Поэтому их сельские регионы уже не рассматриваются лишь как место для сельскохозяйственного  производства.  Акцент в проектах консолидации сместился с реструктуризации сельского хозяйства на достижение более эффективного многофункционального использования сельских территорий за счет баланса интересов сельского хозяйства, «сохранения пейзажа», природы, рекреации и транспорта, особенно если земля необходима для строительства магистральных путей.

  Несмотря на рамочный, широкий подход к определению «консолидации» в странах-членах существуют свои особые подходы к консолидации.

 

  Литва

  В прибалтийской концепции земельной реформы, консолидация - это комплексная реорганизация земельных участков, что содержит изменении границ и размещение участков согласно разработки для определенной территории плана с целью увеличения земельных участков, создания рациональных владений ферм для улучшения их структуры, развитие необходимой инфраструктуры, достижения других целей и выполнения задач сельскохозяйственного развития и развития сельских территорий, а также политики охраны окружающей среды.

  Таким способом в Литве была принята национальная стратегия консолидации земель, основной целью которой стало создание предпосылок и предсказание необходимых мер для успешной консолидации земель, чтобы обеспечить рациональное землепользование в сельских населенных местностях и гарантировать комплексную реализацию потребностей государства, общества и отдельных жителей.

 

  Нидерланды

  Согласно основным принципам ЕС, законом о развитии земель в Нидерландах предусмотрено два основных типа консолидации земель: принудительное и добровольное.  Главной целью КЗ является улучшение сельскохозяйственной структуры ферм.  Но, поскольку сельские территории характеризуются многоцелевым использованием, консолидация земель также способствует многостороннему улучшению ситуации.  Учитывая это, действующая редакция закона о развитии земель содержит такие многоцелевые задачи.

  Ранее принудительный КЗ организовывало государство, тогда как добровольная консолидация опиралась на частную инициативу.  В течение последних двадцати лет добровольная консолидация земель также инициируется и поддерживается государством как инструмент многостороннего улучшения сельских территорий.

 

  Германия

  Консолидация земель в Германии регулируется законом о консолидации земель и законом о градостроительстве и сельского планирования.  Закон о консолидации земель регулирует КЗ в основном для целей сельского хозяйства, тогда как закон о градостроительстве и сельское планирование посвящено вопросам отделения земель для строительства, градостроительства и вопросам недвижимой собственности.

  В Германии КЗ имеет три основные задачи: развитие сельского хозяйства, поддержка сельскохозяйственной  культуры и поддержка развития сельских территорий.  Как и в Нидерландах, в Германии консолидация может осуществляться на принудительной и добровольной основе.  Закон о консолидации земель содержит различные процедуры КЗ,  применение которых зависит от конкретной цели планируемой консолидации.  В зависимости от упомянутых ранее процедур, процесс принудительной консолидации в Германии может длиться от 7 до 12 лет.

 

  Поэтому проанализировав опыт земельной консолидации стран ЕС, можно выделить следующие основные этапы:

  • кампания информирования общественности

  • инициирование проекта консолидации земель

  • инвентаризация кадастровых и регистрационных записи в начале проекту (инвентаризация нынешней ситуации)

  • Ситуационный анализ и оценка пожеланий для понимания потребностей и перспектив привлеченных сторон, а также потенциальных возможностей и ограничений

  • планирование развития территории общины

  • начало переговоров с землевладельцами и другими заинтересованными сторонами

  • оценка земель

  • разработка детального плана консолидации земель (плана перераспределения) «План 2»

  • Выполнение детального плана консолидации

  • результаты проекта.

  Таким образом, можно сделать выводы, что в Украине еще даже не началась информационная кампания, а для многих украинцев словосочетание «консолидация земель» остается неизвестной.

  Учитывая международный опыт, в Украине есть необходимость отойти от видения консолидации исключительно как «точечного инструмента решения проблем фрагментации земель», ведь это комплексный механизм развития аграрной отрасли и развития сельских территорий.  И несмотря на это, принять этот закон как неотложный в пределах полноценной земельной реформы.

 

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА