Интерфакс-Украина
16:22 26.11.2020

Автор: КИРИЛЛ ХОМЯКОВ

Анализ региональных аэропортов

6 мин читать
Анализ региональных аэропортов

Кирилл Хомяков, Глава Государственного агентства инфраструктурных проектов Украины

 

 

Вы собрались ехать по делам или на отдых в другой город и хотите быстро добраться в точку назначения. Вы заходите в современный терминал, проходите регистрацию, одеваете наушники, включаете любимый трек и уже через час оказываетесь в другом городе, не уставая в пути. Представили? Это все может стать реальностью в украинских аэропортах. Наконец бизнесмены и туристы смогут оперативно и мобильно передвигаться по стране и решать свои дела. Кроме того, развитие аэропортов напрямую влияет на развитие регионов - это инвестиционная привлекательность и туризм.

Развитие аэропортов - это один из приоритетов Президента, Правительства и Министерства инфраструктуры. Впервые в истории нашей страны на 2021 предусмотрено 4,5 млрд грн государственных денег на строительство и реконструкцию аэропортов, в частности 1,5 млрд грн на новый аэродромный комплекс в Днипре. Ранее на аэродромы не тратили ни одной гривны из государственного бюджета.

Ситуация по аэропортам в Украине следующая

В Днепре завершается этап подготовительных работ стоимостью 12 млн грн. На территории, где будет новая взлетно-посадочная полоса выполнили геодезические изыскания, разработали траншеи под элетросети и спецсвязь, почти завершили прокладку коммуникаций. Это было сделано для того, чтобы действующая взлетная полоса продолжала функционировать в течение всего периода строительства нового аэродромного комплекса. Также до конца года мы завершим строительную экспертизу проектно-сметной документации и процедуру оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду. Кроме того проводим самый дорогой международный тендер в истории строительства аэропортов на 5,6 млрд грн на выбор генерального подрядчика. Это обязательные вещи, которые позволят с начала нового строительного сезона начинать основные работы по строительству полосы длиной 3200 м.

Новый терминальный комплекс в Днепре строит частный инвестор и этот аэропорт - это пример продуктивного и выгодного государственно-частного партнерства. Работы инвестор начал параллельно со строительством взлетно-посадочной полосы, сейчас происходят подготовительные работы для строительства терминалов пропускной способность до 1000 человек в час.

При стабильном финансировании на строительство нового аэропорта нужно три года. На 2021 предполагается 1,5 млрд грн государственных средств. Сюда входят земляные работы, обустройство искусственных покрытий пассажирского перрона и перрона бизнес-авиации и соединительных рулежных дорожек, начало строительства аварийно-спасательной станции.

В Одессе завершено строительство 1-й очереди аэродромного комплекса. В ближайшее время ожидается получение сертификата строительной готовности и завершения оформления актов выполненных работ. В то же время, продолжают выполняться работы по 2-й очереди строительства аэродрома, предусматривающие установление соответствующего оборудования, в том числе метеорологического (метеорологического радиолокатора и радиолокатора обзора летного поля). Завершить работы по 2-й очереди планируем в первой половине 2021 года. Ввод в эксплуатацию двух очередей позволит обеспечивать полеты самолетов кодовой буквы A, B, C, D с должным обеспечением безопасности полетов. В то же время проектом предусмотрена третья очередь, которая прошла экспертизу и сейчас определяются возможные источники финансирования. Общая сметная стоимость этой очереди 932,4 млн грн. В рамках 3-й очереди предусмотрено строительство магистральной рулежной дорожки, установка дополнительного светосигнального оборудования, прокладка сетей и кабелей. Это позволит увеличить объемы пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, с целью продления взлетно-посадочной полосы на 400 м рассматривается возможность проектирования и строительства четвертой очереди.

Закарпатье. Для строительства нового аэропорта в регионе рассматривалось 4 локации: Мукачево, Хуст, Среднее и Ратовцы. Рабочая группа в составе специалистов из Министерства инфраструктуры Украины, Государственного агентства инфраструктурных проектов, Украэроруха и Государственной авиационной службы посетила все эти локации и определила их преимущества и недостатки.

В частности, в Мукачево, к минусам относятся следующие позиции: для строительства аэродромного комплекса нужно переносить участок автодороги местного значения Е 81 или строить тоннель; необходимо выполнить сплошную рубку леса первой категории (твердолиственные породы), который ограничивает строительство. Плюсы: наиболее удаленный от границы участок, развитая инфраструктура (автодорога Е 50), возможность зон расположения взлетно-посадочной полосы параллельно горному хребту и государственной границе.

Минусы в Хусте: наличие магистральных ЛЭП 110 кВ, городской электрической подстанции, ограниченность участка существующими местными дорогами и сооружениями рыбного хозяйства; близость к границе; наличие неподалеку природного заповедного фонда - Долины нарциссов Карпатского биосферного заповедника; высокое шумовое влияние на застроенную территорию.

В Среднем минусы: магистральные ЛЭП 330 и 110 кВ, которые пересекают участок, магистральный газопровод, нефтепровод "Дружба" - в непосредственной близости. Плюсы: развитая инфраструктура (автодорога государственного значения М 06 Киев-Чоп); зона расположения за пределами населенных пунктов.

Ратовцы: участок разделяется на 3 части магистральным газопроводом и нефтепроводом "Дружба", что требует их выносить из пятна застройки; значительная близость к границе; земли сельскохозяйственного назначения (НАН Украины); высокое шумовое влияние на застроенную территорию.

Проанализировав плюсы и минусы этих локаций, круг сузился до двух - Среднего и Мукачево. Сейчас продолжаются инженерно-геодезические работы, чтобы определить, где строить новый аэродром. На эти работы предусматривалось 1,4 млн грн, победитель аукциона - выполнит работы за 699 тис. грн. До конца года будет завершено исследование территорий и будет отчет с выводами. Далее проанализируют документы и будет определено окончательное место расположения аэропорта на Закарпатье.

После этого начнется проектирование и этап подготовительных работ. На проектные работы правительство утвердило 30 млн грн. Строительство аэропорта запланировано до 2023 года. Это проект государственно-частного партнерства. На него предполагается 3-4 млрд грн. Государство берет на себя строительство аэродрома, частный инвестор - терминала.

"Винница". Для полноценного функционирования аэропорта нужно реконструировать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, канализационные сети, установить светосигнальное оборудование и радиотехнические средства посадки. Ориентировочная стоимость работ на 2021 год 800 млн грн. Благодаря проведенным работам по реконструкции аэродрома прогнозируется постепенное, в течение 5 лет, увеличение пассажиропотока до 500 тыс пассажиров в год.

"Херсон". Нужна реконструкция взлетно-посадочной полосы, которую предусматривается сделать в 2021 году и установка светосигнального оборудования. На это нужно 320 млн грн.

"Ровно". Нужно реконструировать рулежные дорожки и перрон, установить светосигнальное и радиотехническое оборудование, а также привести периметровое ограждения в соответствие с требованиями авиационной безопасности.

В "Полтаве" нужна реконструкция взлетно-посадочной полосы или строительство новой полосы, установка светосигнального и радиотехнического оборудования, а также привести периметровое ограждения в соответствие с требованиями авиационной безопасности.

В "Черновцах" нужно реконструировать взлетно-посадочную полосу, перрон, рулежные дорожки и сделать новую дренажную систему. Также необходимо удлинить взлетно-посадочную полосу на 284 м до 2500 м. Кроме того нужно реконструировать терминал.

В планах полноценное введение в эксплуатацию аэродромов во Львове и Харькове, где есть долги перед подрядчиками, которые не получили в полном размере средства за выполнение работ. Во Львовском аэропорту есть электрическая подстанция, не введена в эксплуатацию, которая может обеспечивать электричеством не только аэродром. По Харькову тоже остались долги за выполненные работы и еще часть невыполненных работ по аэродрому. Сумма, чтобы все завершить будет уточнена по результатам технического аудита.

При правильной стратегии и приоритизации региональные аэропорты могут успешно функционировать. Это мы можем проследить на примере Польши. Где небольшие региональные аэропорты занимают около 6% в общем пассажиропотоке, в то время как в Варшаве сосредоточено 40%. Также аэропорты могут развиваться расположившись неподалеку друг от друга, взять к примеру Катовице и Краков. Расстояние между ними всего 90 км. Кроме того, развитие региональных аэропортов является эффективным инструментом повышения инвестиционной и туристической привлекательности регионов.

Уже через несколько лет мы вместе сможем сделать Украину важным и развитым аэроузлы в Европе.

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА