Интерфакс-Украина
14:19 07.05.2022

Автор: ДАНИИЛ ГЕТМАНЦЕВ

О бюджете, доходах и независимости НБУ

7 мин читать
О бюджете, доходах и независимости НБУ

Даниил Гетманцев,  глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики 

Приятно смотреть на по-мирному задорное оживление в информ – пространстве деятелей диванного фронта различного калибра и статуса, которые оправившись в окопах и блиндажах западного фронта от первого шока войны и оккупации, занялись своим привычным, единственно доступным им делом - разгоном "зрады". В этот раз наши малограмотные друзья сеят шок и трепет в неокрепшем сознании своих малочисленных читателей тем, что доходы бюджета в апреле рухнули, а дефицит закрывается печатным станком, т.е. эмиссией НБУ через покупку военных облигаций, что грозит инфляцией.

Странно было бы убеждать кого-то, что состояние публичных финансов в войну лучше, чем в мирное время. Ситуация действительно сложная. Однако, без всякого сомнения между констатируемой ФБ-экспертами - "зрадолюбами" в унисон с русскими телеграм-помойками катастрофой и упорной, системной и слаженной борьбой правительства за каждую бюджетную копейку – разница такая же как между содержанием их ФБ-постов и здравым смыслом.

 В апреле в доходную часть госбюджета по общему фонду поступило 76,2 млрд. грн. по общему фонду. Это на 19% или на 17,2 млрд. грн. меньше, чем в аналогичном месяце прошлого года. Помимо очевидных факторов – войны и падения экономики – во многом такое проседание стало результатом авансового перечисления прибыли НБУ, которая обычно уплачивается в апреле после получения международного аудита финансовой отчетности Нацбанка, а в текущем году для поддержки бюджета в сумме 18,8 млрд. грн. была выплачена в конце февраля.

Отдельно отметим, что в апреле план наполнения бюджета перевыполнила налоговая служба на 2,5 млрд или на 6%, а год к году по общему фонду бюджета перевыполнение составило 8,5 млрд или на 23%. За такие результаты отдельная благодарность налогоплательщикам, продолжающим честно и в полном объеме платить налоги. 

Если смотреть кумулятивно, с начала года доходы госбюджета оставались выше прошлогодних.  По итогам первых 4-х месяцев 2022 г. они составили 412,5 млрд. грн., что на 15,4% или на 55 млрд. грн. больше, чем поступило за аналогичный период прошлого года, в т.ч. по общему фонду доходы за 4 месяца составили 365,9 млрд. грн. (+16,6% или +52,1 млрд. грн. соответственно).

Конечно, оценивая тенденции по доходам за 4 месяца, следует делать поправку на инфляцию, авансовые платежи по прибыли/ дивидендам и приостановку возмещения НДС. Однако мы говорим о превышении поступлений на 15% над прошлогодними в условиях войны и спада экономики минимум на 30%, во время которого в апреле государство посчитало необходимым и возможным пойти на снижение налоговой нагрузки для поддержки бизнеса и населения.

Такая поддержка в том числе дала свой импульс экономике. Предприятия в тылу – и это видно по различным опросам бизнеса – оправилась от первого шока и стремительно восстанавливают экономическую активность. С расширением позиций критического импорта в условиях военного времени, восстанавливаются импортные платежи. По данным МФУ, если в марте доходы от импортного акциза составляли 455 млн. грн., то в апреле уже 4,2 млрд. грн., немного (на 10%), но выросли с предыдущим месяцем поступления от импортного НДС. Хотя, конечно, кумулятивно за 4 месяца импортные платежи по сравнению с прошлым годом просели в пределах 30%, на что повлияло в том числе и освобождение налогообложение импорта товаров на таможенную территорию страны.        

В целом план по доходам на период по первому кварталу перевыполнялся на 9%. По 4 месяцам план сошел с выполнения. Однако на втором полноценном месяце войны сравнение с мирным планом потеряло свою актуальность. Важно то, что система публичных финансов выстояла. Никаких коллапсов и системных организационных сбоев, на что рассчитывал агрессор, не произошло. 

В то же время, с первых дней и недель войны стало очевидно, что доходной части госбюджета из-за падения экономики и в разы выросших потребностей финансировать оборону не хватает (по данным НБУ, прямые расходы бюджета на оборону только по первому кварталу выросли в 3,7 раза против аналогичного периода 2021 г.).

Это видно, как по расходной части бюджета, растущей гораздо большими темпами, чем доходы, так и росту дефицита госбюджета. Если доходы госбюджета за 4 месяца выросли на 15%, то расходы увеличились на 45% (против аналогичного периода 2021 г.). За январь - апрель 2022 г. расходы госбюджета достигли 558,1 млрд. грн. (+44,8% или + 172,8 млрд. грн. по сравнению с 4 месяцами 2021 г.), в т.ч. по общему фонду 523,3 млрд. грн. (+52,1% или +179,3 млрд. грн.). При этом абсолютно обосновано правительство пошло на жесткую рационализацию расходов, финансируя в приоритетном порядке статьи на армию, оборону, правопорядок, критическую инфраструктуру, заработную плату, пенсии и другие социальные трансферты, а также обслуживание госдолга.

Если по первым двум месяцам 2022 г. Украина имела кумулятивный профицит госбюджета на уровне 23,8 млрд. грн., то по 3-м месяцам он превратился в дефицит в объеме 55,6 млрд. грн., а за 4 месяца расширился до 146,6 млрд. грн. Разрыв в финансировании исходя из двух месяцев войны составляет 80-90 млрд. грн. в месяц с тенденцией к увеличению. По итогам 4 месяцев основным каналом покрытия дефицита госбюджета оставалось долговое финансирование: за этот период разница между привлечением новых займов и их погашением составила 131,8 млрд. грн. (привлекли – 267 млрд. грн., погасили – 135,2 млрд. грн.). Очевидно, что в последующие месяцы, если война будет продолжаться, наши возможности в заемном финансировании дефицита бюджета и переносе его на госдолг будут сокращаться. Это понимают украинские власти и партнёры Украины, поэтому в ближайшее время акцент в таком финансировании будет смещаться к донорскому (грантовому) финансированию, механизм предоставления которого сейчас прорабатывается в рамках специального счета МФО или мульти-донорских фондов. Сумма обговариваемого грантового финансирования составляет 5 млрд. дол в месяц. Кроме того, будет принято решение о восстановлении налогов на импорт товаров в Украину, ведь проблема дефицита товаров народного потребления, изготавливаемых в Украине, с восстановлением экономики полностью решена.

Российские телеграмм-каналы в унисон с полезными идиотами различных украинских "экспертных ФБ-школ" разгоняют тезис, что дефицит госбюджета во многом закрывается эмиссией НБУ, что приведет к всплеску инфляции. Распространение подобной информации сложно объяснить привычным нам уровнем экспертизы безграмотных деятелей, разгон бреда в поддержку пророссийского бреда в условиях войны – есть ничто иное, как организованная диверсия.

Понятно, что инфляционная динамика сейчас восходящая, как и во всем мире. Рост потребительских цен в годовом выражении составил 13,7% в апреле и с большой вероятностью достигнет 20% в летние месяцы. Однако природа ускорения этой инфляции носит явно немонетарный характер, а связана с нарушением цепочек поставок, увеличением затрат бизнеса, в т.ч. из-за физических убытков. За почти три месяца войны НБУ действительно профинансировал дефицит бюджета на 70 млрд. грн. в рамках выкупа военных облигаций, делая это взвешенно и постепенно. Однако в структуре покрытия дефицита такое нерыночное финансирование занимает чуть менее четверти (см. график ниже – финансирование на 3 мая с учетом грантов) и не является абсолютно доминирующим

Более того, такая эмиссия с запасом стерилизуется НБУ через валютные интервенции (продажу валюты на межбанке и изъятие гривны). За 2 месяца войны НБУ купил военных облигаций на 70 млрд. грн., а нетто интервенции по продаже валюты за это время составили чуть менее 4 млрд. дол., за счет которых было стерилизовано 116 млрд. грн. Для инфо: эмиссия через рефинансирование банков остается сдержанной, вернувшись в норму после пиков февраля. Ликвидность банковской системы за время войны выросла на 72 млрд. грн. до 230 млрд. грн. или в 4 раза выше норматива.

Украина сделала выводы из финансового кризиса 2014-2015 гг., что видно по умеренной девальвации, инфляции и стабильно работающей банковской системе сегодня несмотря на войну. Поэтому такие практики из прошлого как доминирование фискальной политики над монетарной вряд ли будут иметь место в былых масштабах, несмотря на гораздо большие вызовы для страны. Сегодня власть и международные партнеры едины как никогда, работая на победу и сохранение фундамента макроэкономической стабильности, где политическая, операционная независимость НБУ и доверие к нему как к регулятору со стороны рынка занимает одно из ключевых мест. Поэтому адептам секты "печатного станка" стоит глубоко выдохнуть и успокоиться, как минимум, не мешая НБУ делать профессионально свою работу на финансовом фронте. Ну или хотя бы попытаться на время войны заняться чем-то полезным для страны, которая несмотря на их тупость и ограниченность не только терпит их выходки, но иногда и дает возможность ими зарабатывать.

 

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА