15:29 28.06.2022

Автор: СТАНИСЛАВ ЗИНЧЕНКО

Недальновидная регуляторная политика поставила железорудную отрасль на грань выживания

4 мин читать
Недальновидная регуляторная политика поставила железорудную отрасль на грань выживания

Станислав Зинченко, директор GMK Center
 

У наших чиновников один рецепт в любой ситуации - повышение финансовой нагрузки на предприятия

Последние три года форс-мажорные ситуации на глобальных рынках (прорыв дамбы в Брумадинью, остановки ГОКов из-за пандемии, штормы у побережья Австралии) привели к тому, что отечественная горнорудная отрасль показывала успешные результаты. Однако, это послужило у органов власти формированию ложных представлений о работе отрасли и привело к системной некорректной налоговой и тарифной политикам.

Мы видели, как каждый год появлялись инициативы по повышению ренты на добычу железной руды с мотивацией, что отрасль платит «недостаточно налогов на фоне высоких цен на руду». При этом государство получало сверхприбыли от налога на прибыль в результате роста цен – все ГОКи входят в топ-100 налогоплательщиков, заплатив в прошлом году порядка 2,5 млрд долларов налогов. Укрзалізниця и АМПУ постоянно продвигали рост тарифов на грузоперевозки и перевалку, аргументируя тем, что «предлагаемые темпы роста малы по сравнению с роста цен на железорудное сырье». В результате, финансовое давление на отрасль усиливалась с каждым годом. Параллельно с этим усиливалось и регуляторное давление, связанное как с местными налогами так и с экологическими требованиями (процедура ОВС является притчей во языцах не только для ГОКов а и для всей энергетики и промышленности).

Чем опасен такой подход? Он основан на желании получить сиюминутную выгоду без учета долгосрочных последствий. Но, железорудная отрасль циклична. Периоды роста цен сменяются длительными периодами спада. Поэтому такая недальновидная политика, основанная на желании сиюминутной выгоды, снижает устойчивость отрасли к кризисным периодам и ограничивает ее инвестиционный потенциал. А сегодня, в условиях войны, такое «рвачество» способно полностью остановить ее работу. И это не шутки.

Сегодня на внешних рынках падают цены. Так, с начала июня цены на ЖРС упали на 20%, на прокат еще сильнее – на 25%. Цены в Европе уже на уровне или ниже точки безубыточности, с учетом значительно подорожавшей логистики. В Китай мы продавать не можем из-за блокировки портов Черного моря.

В тоже время формируются предпосылки для глобальной рецессии. Более 60% главных исполнительных директоров и других топ-менеджеров компаний мира опасаются начала рецессии в своих странах в ближайшие 12-18 месяцев, свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательской компанией Conference Board. Еще 15% менеджеров считают, что рецессия уже наступила. То есть, на скорое улучшение ситуации рассчитывать не стоит и это ведет к падению цен и остановкам производств по всему миру.

Украинские ГОКи пытаются продолжать производить продукцию, несмотря на то что производственная и транспортная инфраструктура находится под регулярной угрозой обстрелов. ГОКи продолжают экспортировать продукцию, несмотря на риски, связанные с транспортировкой и задержками в доставке. Так на западных границах время ожидания вагонов достигает 3 месяцев. По-моему мнению в ближайшие месяцы запас прочности у отрасли будет исчерпан.

Что можно сделать, чтобы сейчас поддержать одну из базовых отраслей украинской экономики, которая обеспечивает рабочими местами десятки тысяч людей и дает работу еще большему количеству? На финансовую поддержку никто не рассчитывает. Будем реалистами – никакой поддержки не было даже в мирное время, именно поэтому мы часто проигрывали конкурентам из Бразилии и Австралии, где экспорт железной руды поддерживается на государственном уровне. Сейчас у украинского государства другие приоритеты и они вполне понятны и обоснованы. 

В то же время государственные институты могли бы активно содействовать решению транспортных проблем «Укрзалізниці». На западных границах скапливаются «пробки» из вагонов, стало сложно вывозить продукцию на европейские рынки. А, вместе с тем, экспорт продукции в ЕС – единственная возможность для предприятий выжить в текущих условиях, а вместе с тем и финансово обеспечить семьи сотрудников и продолжать гуманитарную активность.

Также необходимо сейчас отказаться от наращивания налогового бремени, а также повышения любых тарифов, чтобы не усугублять ситуацию. Уверен, государство должно снижать налоги, что бы бизнес выжил и продолжил работать даже в условиях войны.

Политика «ощипывания» налогоплательщика не имеет перспективы. Некоторые «эксперты» и «экономисты и финансисты» во власти не понимают, что скоро некого будет «ощипывать».

Задача бизнеса сегодня – обеспечивать надежный экономический тыл. Задача власти – сохранить работающий бизнес.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ИРИНА МУДРАЯ

Хуже чем спонсор терроризма: каким должен быть следующий шаг в экономической войне с россией

ВИТАЛИЙ ШАПРАН

Финансовый рынок Украины нуждается в консолидации участников и большем оптимизме

АНДРЕЙ ВОЛКОВ

Как учетная ставка НБУ влияет на стоимость кредитов и куда банкам девать избыточную ликвидность

ВИТАЛИЙ ШАПРАН

Восстановление Украины: о чем нужно знать уже сейчас?

ОЛЬГА КОВАЛЬ

Гендер, равенство, защита женщин: в Украине ратифицировали Стамбульскую конвенцию. Что это значит

ЮРИЙ РАДЗИЕВСКИЙ

Тонкая грань между защитником и убийцей. Должен ли общественный резонанс мешать правосудию?

ВИТАЛИЙ ШАПРАН

Экономические причины войны

АЛЕКСАНДР СТОРОЖУК

Помогать нельзя бояться: как распознать фейковый благотворительный фонд

ИГОРЬ ЖДАНОВ

100 дней войны – воспоминания, впечатления и размышления

ОЛЕГ ГАВРИШ

Что делать со списком критического импорта

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА