12:50 18.05.2023

Автор: ДЕНИС АЛЕШИН

От керна к электромобилю. Почему добыча лития в Украине это только первый шаг к производству Tesla

5 мин читать
От керна к электромобилю. Почему добыча лития в Украине это только первый шаг к производству Tesla

Денис Алёшин, директор по стратегическому развитию ООО “УкрЛітійВидобування” 

 

В августе прошлого года китайская CATL анонсировала строительство в Венгрии крупнейшего в Европе завода по производству батарей для электромобилей. Инвестиции – 7,3 млрд евро. Уже в мае текущего года компания Prologium с Тайваня запланировала создать подобное производство во Франции. Инвестиции – 5,2 млрд евро. 

После таких новостей в Украине всегда вспоминают, что мы имеем огромные залежи лития и, казалось бы, обречены на успех в этой сфере. Вплоть до создания собственной "Теслы". Но, несмотря на громкие заявления, миллиарды долларов западных инвестиций не идут в нашу страну. Причина не только в полномасштабной войне. Для привлечения международных инвесторов украинский бизнес должен самостоятельно решать проблемные вопросы и расширять узкие места.

Согласно большинству оценок, спрос на литий еще минимум 5-10 лет будет превышать предложение. В это время в Европе начнут работать десятки новых гигафабрик по производству батарей, которые станут крупным потребителем литиевых материалов. Как Украине воспользоваться этой возможностью?

С 2019 года мы профессионально занимаемся развитием литиевого месторождения в Кировоградской области. Поэтому, опираясь на собственный опыт, знаем, что доступ к полезным ископаемым не гарантирует мгновенные миллиардные прибыли и очередь из инвесторов. Тем более в такой высокотехнологичной сфере, где есть определенные требования к каждому этапу производства – от руды и концентрата до готовых батарей. Для этого нужны сотни миллионов долларов инвестиций, колоссальный международный опыт и годы терпения даже без войн и карантинных ограничений.

В нашей стране есть четыре разведанных месторождения лития: «Шевченковское» в Донецкой, «Полоховское» и «Добрая» в Кировоградской и «Крутая балка» в Запорожской области. На большинстве из них еще в советское время проведены лишь предварительные геологические исследования. Добыча не ведется. Причины этому разные. Месторождение в Донецкой области – в оккупации, Запорожская область – прифронтовая. Работы на этих участках возобновятся только после деоккупации территории Украины. По участку «Добрая» в Кировоградской области ведутся судебные споры. Только на «Полоховском», несмотря на войну, продолжаются подготовительные работы и поиск стратегического международного инвестора.

Мы уверены, что Украина должна экспортировать продукт с добавленной стоимостью. Это может быть петалитовый концентрат или карбонат и гидроксид лития, из которых уже производят компоненты батарей. Но ни одна украинская компания не может самостоятельно пройти этот маршрут, чтобы успешно интегрироваться в мировые производственные цепочки. А для привлечения международных партнеров и инвесторов к каждому этапу развития литиевого производства нужно провести подготовительные работы, которые стоят десятки миллионов долларов. И украинский бизнес делает это.

Первый обязательный шаг для начала переговоров с иностранными инвесторами – подтверждение разведанных запасов. Украинские или советские подходы не работают. Причина не только в устаревшей системе. После кризиса 90-х в стране практически не осталось отобранных геологической разведкой проб – керна. Невозможно сопоставить документальные записи с физическими образцами, сделанными на месторождениях. Именно поэтому нужно провести повторную геологическую оценку в соответствии с одним из международных стандартов, которые признают в мире. Мы выбрали JORC.

Чтобы подтвердить запасы литиевого месторождения "Полоховское" по этому стандарту, мы сделали доразведку, а это более 5000 метров нового бурения, провели лабораторную и химическую экспертизу полученного керна. Все это было сделано в сотрудничестве с несколькими авторитетными международными компаниями. Эти работы обошлись в миллионы долларов и продолжались более 2,5 лет. Что доказывает серьезность наших намерений.

Но наша цель – не продать месторождение, а создавать продукт с добавленной стоимостью. Поэтому нужен второй шаг – строительство шахты и обогатительной фабрики. Уже проведенное Scoping Study показало приемлемую экономику добычи и обогащения минерала из украинских недр.

До конца 2023 года мы проведем Pre Feasibility Study. До конца 2024 года – Definitive Feasibility Study. Благодаря этому мы узнаем ключевые финансовые показатели проекта с высокой точностью – погрешность всего 10-15%. Это будет важный аргумент для потенциальных международных инвесторов с учетом продолжающейся в Украине полномасштабной войны. В настоящее время (до завершения этих работ) инвестиции в шахту и обогатительную фабрику мы оцениваем в 200-300 млн. долларов США.

Третий шаг: интеграция в глобальные производственные цепочки. И здесь возникает вопрос сырья. Большинство игроков на рынке лития из руды добывают и перерабатывают сподумен. На "Полоховском" месторождении другой минерал – петалит. Совместно с немецкой лабораторией Anzaplan Dorfner мы уже получили концентрат, который по своим техническим параметрам пригоден как для рынка батарей (Battery Grade), так и для рынка керамики и стеклокерамики (Technical Grade). Это означает, что на литий из украинских недр может быть глобальный спрос. Но произвести – не равно продать. В промышленных масштабах петалитовый концентрат уже производят или планируют производить всего несколько компаний в Зимбабве, Канаде и Португалии.

В настоящее время мы изучаем возможность строительства собственного завода, который будет не только производить петалитовый концентрат, но и переделывать его в карбонат или гидроксид. Это более универсальные продукты, которые пользуются стабильным спросом. Такой завод мы оцениваем в сумму до 400 млн. долларов США.

Может ли Украина стать производителем анодов, катодов и готовых батарей с содержанием лития? По нашему мнению, в ближайшее время такая высокотехнологичная продукция будет производиться рядом с крупнейшими потребителями. То есть в странах, обладающих мощной автомобильной промышленностью. Но даже производство концентрата для refinery – это новые рабочие места, увеличение экспортной выручки и положительное влияние на экономику страны.

Национальный электромобиль в партнерстве с глобальными автопроизводителями, который использует украинский литий? Это должна быть мечта или цель послевоенной трансформации украинской экономики.

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

ИРИНА МУДРА

Настойчивость дает результат: решение о конфискации активов РФ приближается

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА