17:44 12.06.2023

Автор: ДЕНИС АЛЕШИН

Как Украина может помочь Европе во время радикальных изменений на мировом авторынке

5 мин читать
Как Украина может помочь Европе во время радикальных изменений на мировом авторынке

Денис Алёшин, директор по стратегическому развитию ООО “УкрЛітійВидобування” 

 

В ноябре 2021 года по итогам климатической конференции в Глазго шесть мировых производителей автомобилей подписали декларацию об отказе от использования двигателей внутреннего сгорания с 2040 года. Сегодня мы видим первые результаты той договоренности. Количество автопроизводителей, готовых полностью отказаться от бензина и дизельного топлива, постоянно увеличивается, а сроки этого отказа приближаются.

Это дает Украине возможность войти в европейское пространство не только политически, но и как неотъемлемая часть "зеленого перехода" ЕС. То есть помочь Европе отказаться от ископаемых видов топлива в пользу возобновляемых источников энергии.

Глобальный переход от ДВС к литий-ионным батареям скрывает еще одну дилемму. Именно благодаря изменениям, которые происходят в мире, Китай получил возможность вступить в борьбу за "корону" главного автопроизводителя не только по количеству проданных автомобилей, но и по качеству технологий. Ведь длительное доминирование европейских, японских и американских автоконцернов в производстве двигателей внутреннего сгорания практически не давало шансов китайцам, которые пришли в эту нишу лишь пару десятков лет назад. Теперь они становятся более опасными конкурентами, потому что являются ведущими производителями аккумуляторов по всей цепочке: от добычи и обогащения лития до производства анодов, катодов и батарей. И активно продвигают свои возможности по всему миру, что не может не тревожить традиционных гегемонов. Ведь до 40% стоимости современного электромобиля приходится именно на батарею.

В Европе анонсировано строительство нескольких десятков новых гигафабрик по производству аккумуляторных батарей для электромобилей: во Франции, Италии, Венгрии, Швеции и т.д. Бесспорный лидер – Германия, где должна появиться чуть ли не треть от всех анонсированных мощностей. Здесь расположены штаб-квартиры и заводы многих известных автомобильных компаний.

Но, согласно подсчетам Benchmark Minerals, к 2031 году крупнейшими производителями батарей на территории ЕС будут Китай и Южная Корея. То есть, несмотря на желание европейских автопроизводителей, азиатские компании могут окончательно зацементировать свои доминирующие позиции на этом рынке. Все потому, что Китай уже является крупнейшим в мире переработчиком литийсодержащих минералов, производителем катодов и анодов для батарей.

В ЕС, который является вторым по объему рынком для электромобилей, уже задекларировано постепенное сокращение закупок китайского сырья и полуфабрикатов. Но публичные заявления и действия бизнеса пока демонстрируют другую тенденцию.

А все потому, что в европейской стратегии есть слабое звено. Литийсодержащие руды и минералы добывают практически на всех континентах. Но потребность Европейского Союза уже сегодня значительно превосходит возможности европейских добывающих компаний, занимающихся литием - основным сырьем для литий-ионных батарей. Этот дефицит может увеличиться в разы. Особенно если учесть агрессивную политику Китая по скупке литиевых проектов по всему миру.

В этот момент нужно вспомнить об Украине, где есть большие залежи литийсодержащих руд и которая фактически является частью Европы с перспективой членства в ЕС. Украинские минеральные запасы были изучены еще в советское время. Перспективными считаются четыре месторождения лития в Кировоградской, Донецкой и Запорожской областях. Но по понятным причинам активные работы сегодня могут проводиться только на Кировоградщине. И процесс действительно движется вперед.

Наша компания уже осуществила дополнительное геологическое изучение Полоховского месторождения в соответствии с международным стандартом JORC, провела лабораторные и металлургические тесты полученного минерала и десятки других исследований, которые стоили миллионы долларов. В 2023-2024 гг. мы проведем еще несколько комплексных работ, по итогам которых получим оценку потребностей в инвестициях для строительства шахты и обогатительной фабрики. Но уже сегодня мы можем сказать, что это сотни миллионов евро, которые нужно привлекать у международных инвестиционно-банковских групп. В итоге инвестор, который выберет Украину, получит не только качественное сырье и окупаемый проект, но и удобную логистику, уменьшение зависимости от китайского сырья. Если этого не сделать, то доминирование КНР в сегменте электромобилей и компонентов для них будет только расти.

Реально ли это? Шведская компания Northvolt уже бросила вызов китайским производителям. В этом году она планирует привлечь 5 млрд. долларов США, чтобы стать крупнейшим европейским производителем батарей для электромобилей. В перспективе – проведение IPO, в результате которого капитализация Northvolt может достичь 20 млрд долларов. И этот пример нас вдохновляет, потому что показывает впечатляющие перспективы рынка.

По итогам 2022 года среди топ-5 крупнейших мировых производителей автомобилей (по валовому доходу) было 3 европейские компании – Volkswagen, Stellantis (PSA, FIAT, Opel, Chrysler и т.д.) и Mercedes. В прошлом году они вместе произвели более 16,5 млн. единиц транспорта. Однако в топ-5 производителей электромобилей присутствуют только Volkswagen и Stellantis, которые вместе предложили рынку лишь 1,2 млн. единиц (менее 10% от общего производства). Для сравнения лидер рынка Tesla самостоятельно выпустила более 1,3 млн автомобилей с электрическим приводом.

Но намерения европейских автопроизводителей амбициозны. VW планирует полностью отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания к 2033 году. А четыре бренда Stellantis уже заявили о полном отказе от ДВС на европейском рынке с 2030 года. Подобные заявления будут появляться все чаще. Спрос на аккумуляторные батареи и сырье будет расти. А вместе с тем будет расти зависимость Европы от КНР – если ничего не изменить.

Анонсированные инвестиции в аккумуляторные гигафабрики суммарно составляют десятки миллиардов евро. На кону не только экономическая выгода, но и политическое влияние. Поэтому отношение к этим анонсам со стороны европейцев должно быть серьезным. Тем более что совсем недавно – в прошлом году – им пришлось преодолевать негативные последствия другой зависимости – от российских нефти и газа. Возможно, пора вспомнить о партнерстве с Украиной и украинскими производителями лития?

 

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

ИРИНА МУДРА

Настойчивость дает результат: решение о конфискации активов РФ приближается

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА