Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии
Виктория Гриб, народный депутат, Председатель Подкомитета по вопросам энергобезопасности, Сопредседатель рабочей группы ВР по разработке и парламентскому мониторингу за внедрением Национального плана действий по реагированию на CBRN-угрозы
Российское вторжение в Украину и начало первой континентальной войны в Европе в XXI веке разделили новейшую историю на две фрагментарные части. После 24 февраля 2022 года в мире прекратила существовать система коллективной безопасности. Дальнейшие события на Ближнем Востоке показали, что риски, связанные с возможным применением оружия массового поражения еще никогда не были столь критичными - впервые со времен Карибского кризиса.
Подобные предположения подтверждаются историческими заявлениями руководителей военных ведомств стран Североатлантического альянса. Грант Шаппс, министр обороны Великобритании допускает, что в ближайшие пять лет могут начаться войны с участием Китая, Ирана и Северной Кореи. А его немецкий визави Борис Писториус даже рассматривает возможность войны России с НАТО уже через 5-8 лет. Конечный отчет Комиссии Конгресса США о стратегической позиции Штатов определяет ядерные угрозы "наиболее вероятными, чем когда-либо", называет "новую глобальную среду" более опасной, чем "в самые темные дни холодной войны".
Двигаясь от послевоенного к довоенному периоду, мир находится на грани применения оружия массового поражения. Ответ Украины на глобальную трансформацию мирового ландшафта безопасности должен быть безотлагательным. Проблема в том, что украинские и в целом мировые стандарты CBRN (сокращенно от "химическая, биологическая, радиологическая, ядерная защита") написаны для мирного времени. Их акцент направлен в основном на нераспространение угроз именно мирного времени.
Поэтому на этой неделе в Верховной Раде состоялось учредительное заседание рабочей группы по разработке и парламентскому надзору за внедрением "Национального плана действий" по реагированию на угрозы для химической, бактериологической, радиационной и ядерной безопасности (CBRN). К участию в работе присоединились представители СНБО, Минобороны, Генпрокуратуры, ГСЧС, Минздрава, Минэнерго, Государственного департамента США (Бюро по вопросам борьбы с терроризмом, связанным с оружием массового уничтожения, Бюро по вопросам международной безопасности и нераспространения), а также представители посольств США и Германии в Украине.
Вместе с моей коллегой, сопредседателем группы Людмилой Буймистер мы начинаем большую работу над совершенствованием украинского законодательства в сфере химической, бактериологической, радиационной и ядерной безопасности, которое бы отвечало требованиям военного времени.
В короткие сроки необходимо создать или обновить процедуры расследования и судебного преследования соответствующих преступлений и инцидентов, усилить механизмы пограничного контроля и средств физической защиты ядерных и химических предприятий и объектов.
Беспрецедентный состав участников рабочей группы - пять парламентских комитетов и десяток министерств и ведомств, включая военное ведомство - позволил определить будущие задачи, связанные с анализом пробелов в нормативно-правовом регулировании и координацией проектов международной технической помощи.
Наша цель - создать эффективную систему распределения обязанностей между различными государственными органами и избежать несогласованности действий. Основным бенефициаром этих усилий станет гражданское население. Вместе с нашими международными партнерами мы будем создавать и тестировать новые лучшие практики с целью повышения безопасности - в Украине и во всем мире.
Важно, что члены Рабочей группы согласилась с моим предложением инициировать дискуссию о включении вопроса повышения стандартов предотвращения CBRN-рисков в повестку дня послевоенного восстановления и развития Украины, начиная с предстоящей Конференции URC-2024 в Берлине. Я также рада положительной реакции наших партнеров на предложение Украины расширить сферу CBRN, включив в нее предотвращение рисков кибератак.
На макрополитическом уровне оказание помощи Украине в предотвращении и уменьшении CBRN-рисков координирует Глобальное партнерство G7 против распространения оружия и материалов массового уничтожения (Глобальное партнерство), а инструментом для обсуждения приоритетов помощи и привлечения соответствующих субъектов является Международная инициатива по обмену информацией (International Information Sharing Initiative).
Стоит подчеркнуть - очень важно выработать такую систему противодействия угрозам CBRN, которая бы позволила исключить сам факт применения бактериологического, химического и ядерного оружия. К слову, надеюсь, что наши наработки в качестве пилотной модели законодательных изменений позаимствуют национальные правительства других государств.
Кстати, не только Украина сегодня пересматривает стандарты CBRN. Агрессивное поведение россиян на международной арене заставляет пересмотреть стратегическую позицию Соединенных Штатов, включая политику в отношении ядерного оружия.
Вывод очевиден - вместе с союзниками мы должны срочно подготовиться к новой реальности. Усиление сотрудничества, координация и интеграция с партнерами является критически важной для предотвращения потенциальных угроз CBRN.