Интерфакс-Украина
16:31 28.05.2021

Автор: ВЛАДИМИР КЛИМЕНКО

Банковский мир и государство Украина

4 мин читать
Банковский мир и государство Украина

Владимир Клименко, банкир, глава наблюдательного совета ПАТ "Укринком",  глава благотворительного фонда "Сила єдності"

 

Верховная Рада поддержала законопроект об усовершенствовании механизмов вывода банков с рынка и удовлетворения требований кредиторов этих банков. Почему этот законопроект важен для рынка в настоящем и будущем времени?

Банк, как институция, играет ключевую роль в макроэкономике. Он занимается перераспределением капиталов между частными и юридическими лицами, и целыми отраслями. С одной стороны они аккумулируют временно свободные деньги одной стороны (физической или юридической), чтобы передать их другой стороне, которой эти деньги нужны.

Чтобы вы взяли ипотеку в банке, для начала нужно, чтобы этот банк взял у кого-то его свободные деньги и дал вам. Этим лаконичным примером я говорю, что представить экономические отношения между субъектами без банков невозможно. Нет банков — нет экономики. Потому к банковскому праву нужно относиться тщательно и внимательно.

Подержанный Радой законопроект №4546 предполагает усовершенствование механизма сохранения активов банка в случае вывода его с рынка, возможность "мировых" соглашений и удовлетворения требований как можно большего количества кредиторов обанкротившихся банков.

Это первый шаг для организации конструктивного диалога между банком и Фондом гарантирования вкладов физических лиц. Ведь принято считать, что все выведенные с рынка в 2015-2016 годах банки действовали с корыстным и злым умыслом в отношении своих вкладчиков. Типичный пример таких действий — банк принимает депозиты у физических и юридических лиц (зачастую под огромные проценты — 20-25-30 — чтобы клиент скорее расстался со средствами), и выдает кредиты своим фиктивным компаниям под залоги “мусорных” активов. Это классический пример мошенничества людей, которые называют себя “банками”.

Но пример нашего “Укринбанка” оказался иным. Наши проблемы начались с аннексией Крыма и оккупацией части Донецкой и Луганской областей. Там у нас было около 30% кредитного портфеля, который, понятное дело, перестал обслуживаться. Следом государственные предприятия стали выводить деньги из коммерческих банков (в том числе, из нашего). В сумме это привело к разрыву ликвидности, лишению банковской лицензии и нашей длительной судебной тяжбой с Фондом и НБУ.

24 февраля 2021 года Верховный суд Украины признал незаконной ликвидацию "Укринбанка". Суд отказал Национальному банку Украины в пересмотре решения Высшего админсуда от 2016 года об отказе НБУ И ФГВФЛ в кассации на признание незаконной ликвидацию банка. Постановление суда окончательно и не подлежит обжалованию.

Но что дальше?

А дальше нужно искать процедуру возвращения “Укринбанка” на рынок. Как вариант — "мировое" соглашение — разрешения этой патовой ситуации. Раз банк был выведен с рынка незаконно, то для того, чтобы в полной мере рассчитаться по всем своим обязательствам, ему нужно вернуть контроль над активами. Мы готовы к диалогу с государством в рамках поддержанного законопроекта. Но проблема на банковском рынке, вернее, в банковском праве.

На данный момент банки в Украине “зарегулированы”, точнее, их взаимоотношения с государством однобокие. С одной стороны — государство может забрать у банка лицензию, если тот утратил свою ликвидность. С другой стороны — если банк восстановит ликвидность, то государство не вернет его на рынок.

Банк всегда является проигравшей стороной в своем споре с государством. Ранее я говорил о том, что, для улучшения банковского климата, необходимо имплементировать евродирективы в наше законодательство. Во-первых, приведение украинской законодательной базы в соответствие с европейской — требование в рамках Ассоциации с ЕС.

25 октября 2017 Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Это постановление является своеобразной дорожной картой к исполнению обязательства привести украинское законодательство к стандартам Европейского Союза.

27 июня 2014 Украина ратифицировала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, чем отметила свой европейский путь. Напомню, что здесь не подписания этого соглашения в ноября 2013 года привело к трагическим событиям на Майдане и бегства из страны Виктора Януковича.

План мероприятий по выполнению условий состоит более чем из 1000 страниц. В каждой условия есть свой срок исполнения. Я обращаю ваше внимание на пункт 613, который указывает на необходимость имплементации в Украине директивы ЕС 2014/59 для совершенствования процедур оздоровления и вывода банков с рынка -

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0059&from=EN

Срок выполнения настоящей директивы прошел - 31 декабря 2019 года. Это означает, что на конкретном примере Украины на выполнила пункт условий Соглашения об ассоциации с ЕС.

Законопроект №6273 относительно имплементации указанной директивы подали на

рассмотрение Верховной Рады еще в 2017 году, а сняли с рассмотрения в 2019 Причем, в заключении Комитета ВР по вопросам европейской интеграции сказано, что он не противоречит праву Европейского Союза, а правоотношения, относящихся к сферы правового регулирования проекта закона, регулируются в том числе указанным директивой.

Почему эта директива важна?

С начала напомню, что директива ЕС - это правовой акт, принимаемый Европейским парламентом, Советом Европейского Союза или Европейской комиссией.

Она позволяет банкам после погашения своих задолженностей и возвращения ликвидности, продолжать заниматься финансовой деятельностью.

Двусторонние отношения между государством и банками выгодны всем сторонам, включая вкладчикам. Если банк выполняет роль перераспределением капиталов между частными и юридическими лицами, то он вправе рассчитывать на честные отношения с государством, которое, в свою очередь, должно быть заинтересовано в стабильном росте макроэкономических показателей.

ПОСЛЕДНЕЕ

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Аграрная торговля Украина-ЕС: факты для честного диалога

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА