Интерфакс-Украина
16:48 27.08.2021

Автор: ВЛАДИМИР КЛИМЕНКО

Как Киеву стать агломерацией?

5 мин читать
Как Киеву стать агломерацией?

Владимир Клименко, банкир, глава наблюдательного совета ПАТ "Укринком",  глава благотворительного фонда "Сила єдності"

 

Ежедневно в Киев приезжает около 450 тысяч жителей из пригородов. Это по словам бывшего главы “Укрзалізниці” Жмака, и я склонен ему верить. Причем, только 77 тысяч из них приезжают в железнодорожном транспорте. Остальные — в маршрутках и автомобилях.

Здесь вспоминается “знаменитая” перестрелка между маршрутчиками в Броварах, “решавших” свои конкурентные споры среди белого дня при помощи оружия. Непрозрачный рынок пригородных маршруток, а также — общее негативное экологическое состояние Киева и его городов-спутников — следствие слаборазвитого железнодорожного транспорта.

В 2019 году Киевская область впервые в истории обогнала Киев по темпам строительства жилья. Десятки тысяч нового жилья появляются в Броварах, Гатном и Коцюбинском, Вышгороде и Вишневом. Деловая активность при этом сосредоточена в Киеве, что заставляет жителей Ирпеня (население около 60 000), Вишневого (42 000), Бровары (108 000), Боярка (36 000) и других городов ездить в столицу на работу.

Киев превращается в агломерацию, а города вроде Броваров и Боярки со временем станут его районами и массивами. Это необратимый процесс, требующий срочного решения транспортного вопроса. Расскажу о своем личном примере.

Я езжу в офис на Львовской площади из Жорновки, села, расположенного возле Боярки. Путь из дома в офис на автомобиле у меня занимает полтора-два часа. Я бы с радостью ездил на электричке. Приезжал бы в Боярку на авто, ставил его на охраняемый паркинг, садился в поезд и через 20 минут был в Киеве.

Большинство жителей Боярки, соседних сел, да и вообще — городов-спутников Киева — выбрали бы комфортный железнодорожный транспорт. Я убежден. Потому что человеку по природе свойственно стремиться к комфорту. Он ездит в дурно пахнущих и аварийных маршрутках потому, что у него нет выбора. Отсутствие развитого пригородного сообщения — это вопрос кражи времени у людей (которые тратят десятки часов в неделю, чтобы добраться из дома на работу, и обратно), вопрос загазованности города и пригородов (каким экологическим стандартам соответствуют маршрутки?), вопрос антигуманного и анти стратегического развития киевской агломерации.

Из Боярки в Киев ежедневно въезжает порядка 27 тысяч человек, по данным исследовательской компании А+С Україна, то есть, подавляющее число населения. Как житель соседнего села, я понимаю причину. В городе практически нет деловой активности, и он является удаленным от Киева депрессивным (поезжайте — посмотрите) жилмассивом.

В Лондоне сеть пригородных поездов (Outground) связана с метрополитеном (Underground) и насчитывает более 100 станций в Большом Лондоне (агломерации). Большой Киев в смысле транспорта представляет собой хаотическое движение не связанных друг с другом метро, пригородных поездов и маршруток. Киев в прямом смысле не готов стать агломерацией, пока он не способен упорядочить и привести в системный цивилизованный вид свою транспортную систему.

У железной дороги есть три ключевых преимущества перед маршрутками и автобусами: точный график движения, комфорт, надежность. Не буду углубляться в детали, которые все понимают. Как минимум, “железка” не зависит от пробок и ее можно связать со станциями метро. Фактически, киевский метрополитен за счет пригородных электричек можно продолжить в Боярку, Вишневое и другие города-спутники, организовав удобные пересадочные станции на Центральном вокзале, Петровке. Это положительно скажется на деловой активности и экологическом состоянии города. Если добавить к этому скоростной трамвай от Троещины до Подола и дальше, то мы не узнаем Киев.

Автомобилисты тоже выиграют. Поток разваливающихся маршруток уменьшится, часть людей пересядет из личных авто в железнодорожный транспорт. Почему? Потому что, повторюсь, я езжу в город в автомобиле, но могу ехать в пригородном поезде. И многие владельцы авто из пригорода вынуждены быть таковыми, так как это более безопасный вид транспорта, чем маршрутки.

"Укрзалізниця" пытается запустить проект City Express, чтобы связать пригороды с Киевом. Они заявляют, что железнодорожное сообщение с городом должны получить Буча, Ирпень, Вышгород, Бровары, Борисполь, Подгорцы, Мироновка, Вишневое, Боярка, Васильков и Белая Церковь. Говорят, что обновят подвижный состав (возле Киева ездят вагоны Рижского завода, построенные в семидесятых годах и изношенные на 95%) и закупят новые поезда.

В Киеве существует шесть железнодорожных разъездов, каждый из которых требует обновления инфраструктуры, подвижного состава и т.д. Для создания комфорта в вагонах должны быть кондиционеры и отопление, туалеты и нормальные мягкие сидения. Как минимум, они должны быть не хуже вагонов метро и ездить с короткими интервалами (до 10 минут в утренние и вечерние часы пик). Важно, чтобы из самых крупных пригородов (Боярка, Ирпень, Бровары) организовали прямые рейсы в Киев и обратно.

Развитие пригородного транспорта — еще одна точка роста для Киева и Украины. Во-первых, сотни тысяч людей освободят часть своего времени (которое тратят на перемещение в маршрутках) и смогут потратить его с пользой. Во-вторых, снизится нагрузка на автомобильные дороги и уменьшатся пробки. В-третьих, поднимется деловая активность, ведь все большие города цивилизованного мира заинтересованы в предоставлении качественного транспорта своим жителям, которые возвращают вложенные в него средства, в том числе — через налоги (лучше работают — больше зарабатывают — больше налогов для города и страны).

Системное развитие транспортной системы поможет макроэкономике государства, если говорить о строительстве и локализации подвижных составов. Многие комплектующие можно делать в Украине, тем самым, создавая новые рабочие места и генерируя валовую прибыль внутри государства. Появится работа для банков, которые смогут кредитовать оператора пригородных поездов, производителей и локализаторов подвижных составов.

Обнадеживает новость о заключении договора между "Укрзалізниця" и Deutsche Bahn Engineering&Consulting о консалтинге в сфере пассажирских перевозок. Надеюсь, что, как и заявлено, с 2022 года немцы возьмут под управление эти перевозки.

Сплошные плюсы.

 

ПОСЛЕДНЕЕ

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Аграрная торговля Украина-ЕС: факты для честного диалога

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА