07:55 10.05.2022

Автор: ВИТАЛИЙ ШАПРАН

О военных облигациях и инфляции

5 мин читать
О военных облигациях и инфляции

Виталий Шапран, экономист, финансовый аналитик
 

Вчера НБУ осуществил очередной выкуп военных облигаций на 30 млрд. грн. Таким образом, портфель военных облигаций в собственности НБУ составляет 100 млрд. грн. С особым увлечением прочитал мнение отдельных экспертов о том, что такой выкуп не повлияет на инфляцию, хотя ранее они придерживались противоположной точки зрения. Мое же мнение на этот счет за много лет не изменилось: Центральный банк должен присутствовать на рынке облигаций правительства. Вопрос только в форме и средствах реализации такого присутствия. Напомню, что еще до войны предлагал оживить сделки НБУ на рынке ОВГЗ. По факту, с нашими международными партнерами была достигнута кулуарная договоренность о расширении операций НБУ на первичном и вторичном рынках ОВГЗ. Должна была быть построена система, которая концентрировалась бы на контроле общей задолженности Правительства перед НБУ, а не на операциях на первичном или вторичном рынке. Обсуждались и общие принципы динамики задолженности, один из сценариев – сокращение задолженности в период роста экономики и возможность увеличения задолженности в период экономического кризиса.

Объективно работу над проектом тогда затормозил COVID-19, а субъективно – некоторые эксперты, которые сегодня утверждают, что +100 млрд грн задолженности правительства перед НБУ существенно не повлияют на инфляцию. Год назад те же эксперты орали с пеной у рта, что даже не выкуп ОВГЗ, а просто открытие лимита на покупку ОВГЗ центральным банком на 50 млрд грн приведет к "устрашающей инфляции". Ну что тут сказать, можно было бы даже посмеяться над этими "горе-экспертами", если бы мы с Вами не наблюдали, как команда Президента быстро развернула программу военных облигаций, а НБУ оперативно подставил плечо в последний момент. Если опустить тот факт, что ни одна программа количественного стимулирования (QE) не возможна без участия центрального банка на рынке правительственных или квази-правительственных бумаг, и что такие банки, как например Банк Канады, еще недавно должны обязательно выкупать 15% от суммы облигаций, которые выпускало их правительство, то даже без этих аргументов вполне понятен тот факт, что НБУ должен работать на рынке правительственных ценных бумаг. У нас ведь как "не срачка" (COVID-19) "то болячка" (Путин), а еще бывают природные катаклизмы, наводнения, пожары и т.д. Поэтому ничего удивительного, что центральный банк время от времени должен выступать кредитором правительства, а правительство не должно злоупотреблять этим финансированием, а прибегать к нему в действительно трудные времена.

Теперь о страшной инфляции, эмиссии и т.д. Выскажу свое личное мнение. Инфляционные факторы сейчас не несут монетарного характера. Развитие экономического шока в начале войны и постепенное возвращение бизнеса к активности проявились всплеском ликвидности банковской системы. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный. С одной стороны, рост ликвидности банковской системы указывает на наличие ее естественной защитной реакции на военные опасности. Банкиры просчитывают будущее формирование резервов под заемщиков, пострадавших от войны, поэтому должны иметь запас ликвидности. С другой стороны, рекордная ликвидность размещена по системе неравномерно, то есть не все банки обеспечены ею одинаково. Есть еще и третья сторона вопроса: около 75-80% ликвидности системы – это депозитные сертификаты НБУ, а по факту – деньги, извлеченные из обращения. В мирное время так работает действующий монетарный режим: чтобы не было инфляции, "лишние деньги" удаляют из системы, чтобы остановить (затормозить) рост цен. В военное время, кроме спроса от ВСУ, появляется повышенный продуктивный спрос на капитальные вложения (из неотложного для граждан – это восстановление жилья).

И этот фактор должен несколько изменять представление монетарной власти о "лишних деньгах" в экономике и об их роли в раскачивании инфляции, которая и так не достигнет таргета по объективным причинам. Представьте себе частично развалившийся дом и хозяина, у которого нет средств на его восстановление. Какой материальный спрос он создает в экономике? Никакой. Но как только у хозяина появляются средства (не важно их происхождение), то он начинает покупать стройматериалы, отделку, мебель и т.д. И платежеспособный спрос сразу же продуцирует экономический рост. Так что здесь есть над чем поразмыслить не только монетарной власти, но и Правительству. И конечно, есть еще и четвертая сторона вопроса: по ДС НБУ сейчас выплачивается 9% годовых, что частично уменьшает прибыль НБУ, которая будет подлежать перечислению в бюджет в 2023 году.

P.S. для глубоко законспирированных агентов Кремля – ОВГЗ-зрадофилов, заинтересованных в срыве финансирования оборонных программ. Если проанализировать историю владения ОВГЗ Национальным банком, то вы увидите, что в начале 2016 года в собственности НБУ было ОВГЗ на 390 млрд грн, тогда это составляло 77% от ОВГЗ в обращении. На 11 мая 2022 года в собственности НБУ было ОВГЗ на 410 млрд грн или 36,5% от ОВГЗ в обращении. Конечно, товарное содержание 1 грн 2016 года и 1 грн 2022 года разное, как и соотношение между ОВГЗ в собственности НБУ и номинальным ВВП или доходами Государственного бюджета. Так что сказки о превышении роли НБУ в финансировании бюджета через военные облигации не имеют ничего общего с правдой, а значит, вероятно, происходят из источников, близких к стране-агрессору с целью подорвать финансирование обороны.

Таким образом, хотя и под давлением экстремальных и печальных обстоятельств, но мы пришли к тем шагам на рынке ОВГЗ, к которым должны были прийти еще 1-2 года назад. Надеюсь, исторический урок будет усвоен и после войны ошибок годичной давности повторять не будем.

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Имперские "дрожжи", или как Украине избавиться от духа "чиновничества"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА