Интерфакс-Украина
18:46 20.05.2022

Автор: ВИТАЛИЙ ШАПРАН

Валютный рынок в условиях войны

5 мин читать
Валютный рынок в условиях войны

Виталий Шапран, экономист, финансовый аналитик

 

О происходящем сейчас на валютном рынке и надолго ли рыночная температура продержится на уровне 36,6 грн за доллар. Во-первых, хочу поздравить граждан Украины с тем, что, наконец, наша экономика подала не просто признаки жизни, но и показала способность бороться с шоком от войны. А произошло следующее. Благодаря ВСУ освобождены Киевская и Черниговская области, перестали массово обстреливать Харьков, а из крупных городов под оккупацией остается только Херсон. Жизнь вернулась в города, а вместе с обычной жизнью вернулись и более менее привычные способ и манера потребления, в котором всегда была высока доля импорта.

Напомню, что большинство импорта, кроме критического, сегодня остановлено, но исподтишка на полках украинских магазинов каким-то образом оказываются виски, джин, пиво и конфеты зарубежного производства, датированные мартом-апрелем 2022 года. По состоянию на 16:23 20 мая 2022 г. в магазинах бытовой техники было представлено 93 модели стиральных машинок, 1496 ноутбуков, 110 холодильников 2022 года выпуска и т.д. То есть, спрос от населения, которое возвращается к жизни и обычной манере потребления, начинает удовлетворяться за счет обычной контрабанды или сереньких схем ввоза, где для безналичных расчетов нет места, а потому деньги идут не через банки, а через наличный рынок. Вот вам и первая причина курсового всплеска.

Вторая причина – техническая, поскольку даже тот законопослушный бизнес, который ввозил все по закону, стоит перед выбором: либо наблюдать, как теневой и серый бизнес занимает его долю рынка, либо лепить свои схемы. Большинство хочет зарабатывать и присоединяется к "семейству контрабандистов и схемщиков", но наличной валюты для всех не хватает, равно как и безналичной валюты на бизнес-счетах за пределами Украины, поэтому и растет курс.

Третья причина – это фиксация курса и появление двух курсов и двух параллельных рынков. До войны в Украине курсообразование проходило на межбанке, а наличный рынок как по объемам, так и по трендам был вынужден копировать тенденции межбанковского рынка. В текущей аномальной ситуации мы видим, что наличный рынок отделился от межбанка и обслуживает процесс потребления импорта.

Поэтому возникает вопрос: а не следует ли перейти к довоенному формату работы? Но при таком переходе курса в 32,0 для платежных карт беженцев и для критического импорта, в т.ч. того, который завозят для ВСУ, может и не быть. Итак, монетарная власть стоит перед выбором между социально-безопасной функцией и возвращением к рыночным устоям курсообразования. Поэтому возникает вопрос: что делать дальше? Когда в Украине идет война, то сценариев развития событий, равно как и рецептов преодоления трудностей, есть множество. Но точно Вам скажу, что хоронить гривну рано.

По моему личному мнению, монетарным властям вообще рано думать об отходе от социально-безопасной функции. Война не закончилась и поэтому лозунг "все для фронта, все для женщин и детей, которые прячутся за границей", не теряет актуальности. ВСУ для монетарных властей – это не только безопасность и оборона, но и гарант географической неприкосновенности зоны обращения украинской гривны. Что касается беженцев, то большинство из них без дела не сидят и отблагодарят родину переводами или (при возвращении) ввозом наличной валюты в Украину. Для того чтобы включить классическую привязку межбанковского рынка к наличному рынку, НБУ следует дождаться либо прогресса по разблокированию наших портов, либо поступления макропомощи, грантовой помощи и репараций за счет активов РФ. И если первое – это больше вопрос к ВСУ, то второе вполне прогнозируемо: анонс макропомощи от ЕС в размере 9 млрд евро, помощь от США в сумме 40 млрд долларов, помощь от МВФ, – часть этих средств осядет в золотовалютных резервах НБУ.

Однако пока что приход этих средств задерживается. Например, законопроект по репарациям за счет российских активов 6390 завис в Сенате США и предусматривает арест в пользу Украины 132 млрд долларов США. Европейская Комиссия (ЕК) еще только обсуждает методы, по которым замороженные в ЕС активы в объеме до 300 млрд. евро пойдут на восстановление Украины. Из ЕК сегодня даже слышны голоса, что деньги выделят в обмен на реформы в Украине, но речь идет не о репарациях за счет РФ, а о добровольных пожертвованиях стран-членов ЕС.

Так что замороженные в ЕС 300 млрд евро так или иначе достанутся Украине, поскольку это компенсация за уже нанесенный ущерб. Вопрос только в том, произойдет ли это быстро по примеру американского законопроекта 6390 или растянется на несколько лет через судебную систему. Для тех, кто очень скептически относится к обещаниям западных партнеров, приведу только один пример. С начала войны НБУ потратил на "интервенции" около 2,0 млрд евро, за счет чего ему удавалось удерживать курс. Напомню, что только макропомощь от ЕС, которая уже анонсирована (это без учета репараций и других выплат), составит 9 млрд евро. Так что, по-моему, стоит немного подождать. Курс сейчас расшатывают те, кто на импорте делает бизнес. Поэтому, во-первых, я бы советовал учесть их объективные потребности. Например, оказалось, что ограничения расчетов для IT-отрасли из-за кризиса с чипами продолжительностью в 90 дней неприемлемы, часто они требуют 270 дней. Следовательно, чтобы не толкать их к черным или серым схемам – нужно продлить продолжительность расчетов. Во-вторых, наличный рынок может сам регулировать курс. В конце концов, покупать телевизоры, стиральные машинки и другую бытовую технику по курсу 40 будет гораздо меньше желающих, так что спрос со стороны бизнеса схлынет. В-третьих, если уж так хочется уравнять курсы в банках, международных платежных системах и на Житнем рынке в Киеве, то НБУ через банки может сделать "наличную инъекцию" (интервенцию). Думаю, что 0,5-1,0 млрд долларов вполне хватило бы, чтобы сбить курс продажи до 30-32,0, но я бы этого не делал сейчас, поскольку такими шагами мы стимулируем серые схемы ввоза и контрабанду.

А пока следует понимать, что снятие ограничения в размере 10% от официального курса при продаже наличной валюты банками и при списании средств с гривневых карт при расчете за рубежом – это и есть первый шаг от фиксированного курса. Оживление, состоявшееся на валютном рынке, указывает на возобновление деловой активности, а общая сумма помощи и репараций для Украины в десятки раз превышает исторический максимум золотовалютных резервов, которые когда-либо были в распоряжении Украина за время ее независимости.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА