Имперские "дрожжи", или как Украине избавиться от духа "чиновничества"
Наталья Алюшина, Глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы
Меня поражает, легкость укоренения в нашем сознании ментально чужих явлений. А еще удивляет внутреннее сопротивление, мешающее нам от них избавиться и заменить чужие названия на близкие аналоги. Одно из таких – понятие "чиновник". Оно пришло в Украину из московии, где Петр І закрепил основы "чиновничества" в "Табелях о рангах".
Это понятие с самого начала получило негативную коннотацию. "Чиновниками" вначале пренебрежительно называли служащих с заниженной общественной ответственностью. А дальше – распространили это толкование на всех служащих. Лично я при этом слове представляю карикатурных персонажей Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова или Гоголя, произведения которых изучала в университете на классической филологии.
В Украине есть своя, далекая от московской, традиция государственной службы
Класс "чиновников" остался в царской россии, но дух их сохранился в СССР. Там по имперской традиции так называли всех советских служащих. И в этом был смысл. Ведь в репрессивном Советском Союзе сущность "чиновничества" оставалась во многом такой, как ее изобразили Чехов или Гоголь.
Вызывает же удивление то, что чиновниками продолжают называть публичных служащих в Украине. После 33 лет Независимости и 10 лет войны с рф. При том, что это понятие для нас ментально чуждое. Ведь мы имеем собственную, отличающуюся от московской, традицию госслужбы. Более глубокую и связанную с "чинами" только из-за вынужденного пребывания в империи.
В истории Украины насчитывают четыре этапа, связанных с развитием публичной службы. Началось все с Древней Руси, где должности предоставлялись, в том числе через назначения и избрания. Следующим шагом стало Галицко-Волынское княжество, в котором должностные лица (воеводы, волостели) выполняли функции на постоянной основе и за отдельное вознаграждение. Это – признаки профессиональной государственной службы, которая у нас появилась задолго до ее "изобретения" Петром І.
Становление публичной службы, приближенной к классической, произошло во времена Козацкого государства. Ее маркеры – определенные полномочия, иерархичность, оплачиваемость, подчиненность, с учетом занимаемой должность, выборность и состязательность при назначении. Государственные служащие (козацкая старшина и гетман) реализовывали интересы государства через соответствующие органы на определенных должностях.
"Чиновники" без Золотой Орды не смогли даже основать центр московского улуса
Законодательно институт государственной службы в Украине впервые закрепили в 1918-м, в период Павла Скоропадского. Постановлением Совета Министров утвердили торжественную клятву чиновников и судей, а также присягу военных на верность Украинскому Государству. Присяга была обязательным условием для получения статуса государственного служащего. Важную роль играла должностно-квалификационная иерархия. Законом установили классы должностей и рангов чиновников, фактически осуществив первую классификацию. Глава Украинского Государства утвердил схему должностных окладов.
Как видим, исторические и ментальные основания для распространения в Украине понятия "чиновник" - минимальные. Они базируются на принципах самодержавия, пренебрежения к людям, безответственности и соглашательства перед "чинами". Эти имперские "дрожжи" формировали и формируют самые уродливые образцы московского чиновничества. Именно это – ключевой компонент в "брожении", происходящем на протяжении веков за нашей восточной границей.
"Чиновники" не способны на лидерство и сильные личные решения. Они зависят от старшего по "чину". Свидетельством такого мировоззрения является история основания москвы как центра московского улуса. Разрешение создать это поселение будущие московиты получили в 1272 году у внука Батыя, хана Золотой Орды Менгу-Тимура. Тот лично посадил сына Александра Невского на московский престол. То есть без указания сверху местные "чиновники" были не в состоянии основать даже центровое поселение своего улуса.
Даже в истоках украинской государственности усматриваются признаки демократии
Замечу, что уже в истоках украинской государственности усматриваются признаки демократии. Даже в раннефеодальной Руси существовали выборные должности. Киевляне за 200 лет до основания москвы на народных вече решали судьбу князя и общины, а Львов через несколько лет после ее появления получил Магдебургское право.
Ценностью украинской государственной службы во все времена ее существования были борьба за собственное государство и служение своему народу. С каждым историческим этапом этот тренд масштабировался, достигнув пика во времена Запорожской Сечи и во время государственной борьбы начала 20 века.
Впрочем, несмотря на отсутствие исторического фона, слово "чиновник" укоренилось в нашем сознании как навязанный имперский нарратив. Мы употребляем его, не задумываясь о семантике и коннотации. Придерживаясь несвойственного нам исторического дискурса. И таким образом – формируем несвойственный нам гибрид национальной публичной службы.
Еще несколько лет назад политика декоммунизации была для общества дискуссионной. Но в условиях войны мы достигли взаимопонимания. На очереди – следующий шаг. Недостаточно просто очистить пространство вокруг себя от имперских идолов. Нужно упорядочить и "ландшафт" в собственном сознании. Который формируют, в частности, и такие унизительные понятия, как "чиновник".
Война требует осознания того, кто мы, откуда наши исторические корни и как зарождались ростки нашей государственности. Это знание делает нас непобедимыми и дарит уверенность в своем пути.