Ржавчина на санкциях: как РФ продолжает зарабатывать на продаже металлопродукции
Муса Магомедов, народный депутат, Председатель подкомитета по вопросам промышленной политики Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития
Экономические санкции были и остаются одним из главных механизмов ограничения возможностей финансирования войны для рф. С начала полномасштабного вторжения под западные ограничения попали целые отрасли российской экономики. Планировалось, что враг понесет финансовые потери на миллиарды долларов. Впрочем, пока эффективность санкций остается сомнительной из-за их ограниченного действия. Касается это также запрета на продажу металлургической продукции в ЕС. Несмотря на многочисленные ограничения, россияне продолжают экспортировать металлопрокат, что приносит им ежегодный доход в размере 3 миллиардов евро. Это огромная сумма. Например, одна массированная атака с использованием около 40 ракет, как это было 8 июля, стоила агрессору каких-то 160-200 миллионов долларов.
Первые ограничения на экспорт продукции из российского металла, в частности проката и труб, были введены еще в рамках четвертого пакета санкций Евросоюза в апреле 2022 года. Ограничения расширил восьмой пакет, принятый 8 октября того же года. Он распространил запрет импорта на стальную продукцию из третьих стран, если она была изготовлена из российской стали. Также был расширен перечень кодов, на которые распространяются ограничения.
С учетом восьмого пакета санкций и ранее введенных ограничений под запрет попал импорт товаров группы 72 "Черные металлы" (за исключением 7201 "Чугун" и 7202 "Ферросплавы") и группы 73 "Изделия из черных металлов". При этом, если в рамках четвертого пакета коды продукции указывались подробно, то в восьмом пакете Еврокомиссия решила продублировать их на более обобщенном уровне.
Санкции должны были быть реализованы постепенно, с отсрочкой. Новые ограничения на импорт стали вступать в силу почти через год – с 30 сентября 2023 года. А на отдельные стальные полуфабрикаты – с еще более поздней отсрочкой. Так, импорт квадратной заготовки запрещался с 1 апреля 2024 года, а импорт слябов – с 1 октября 2024 года.
8 декабря 2023 года был утвержден 12-й пакет санкций против России. Одним из его ключевых элементов было расширение запрета на импорт металлургической продукции. Это касалось передельного и зеркального чугуна, железа прямого восстановления (DRI), медной и алюминиевой проволоки, фольги, труб из алюминия. При этом сопротивление металлургических лоббистов было немалым – только с пятой попытки Евросоюз смог утвердить запрет на импорт российского чугуна. И уже по плохой традиции – многочисленные исключения и отсрочки вступления санкций в действие.
В частности, исключение для российских слябов было продлено до 2028 года по действию санкций на объемы, которые позволяют российским металлургическим группам продавать полуфабрикаты как на собственные перекатные заводы в странах ЕС, так и на сторонние. При этом в текущем периоде квота на 20% выше фактического импорта ЕС из рф в предыдущем периоде. Российский чугун и железо прямого восстановления получили переходный период в два года с завышенным объемом квот. А железорудная продукция вообще не охвачена ни одним пакетом санкций.
Введение санкций – это яркий пример международной поддержки Украины в борьбе с агрессором, вопрос только в их эффективности. Из положительного – импорт российской продукции горно-металлургического комплекса в ЕС в 2023 году значительно уменьшился. Так, по сравнению с 2021 годом импорт железорудной продукции снизился на 97%: с 10,5 до 0,3 млн тонн, импорт черных металлов снизился на 48%: с 11,6 до 6,0 млн тонн.
Впрочем, остается важное "но". Из-за отсрочки и избирательности санкций российские металлурги только в 2023 году получили немалый годовой доход – 3 млрд евро. Учитывая тесные связи крупного российского бизнеса с кремлем, не может быть сомнений, куда пошли эти деньги как прямо, в виде налогов и сборов, так и под видом косвенных "оброков". На финансирование путинской агрессии против Украины. За средства европейского бизнеса строятся ракеты, дроны, танки и другие машины смерти, которые ежедневно атакуют наши земли и наших людей.
Очевидно, что такая ситуация неприемлема. Как сейчас, так и в перспективе она вредна не только для Украины, но и для ЕС. Российский "огосударствленный" бизнес может игнорировать рыночную честную конкуренцию за счет "подпитки" из госбюджета рф. Если кремль прикажет демпинговать – российский бизнес будет демпинговать, продавая товары с минимальной прибылью, лишь бы не пустить на рынок другие компании, которые играют честно, и "привязать" европейский рынок к экспорту из рф. Это делает европейскую и украинскую металлургическую продукцию неконкурентоспособной на рынке ЕС.
Например, только в ноябре и декабре 2023 года российские слябы поступали в ЕС по цене значительно ниже рыночной – 450 евро за тонну вместо 600 евро за тонну.
Металлургия – это одна из основных отраслей российской экономики, около 3% ВВП страны, или примерно 60 млрд долл. в год. Поступление средств к российским металлургам позволяет уже им заниматься финансированием других отраслей российской экономики. Так, на производство одной тонны сляба металлургия тратит около 330 м куб. природного газа, который будет закуплен у других российских компаний. Поэтому ослабление санкций в ГМК – это косвенный импорт в ЕС около 4 млрд м куб. российского газа, продажи от которого также финансируют агрессию. И это только один пример – металлургическая промышленность не существует локально, она связана десятками и сотнями экономических цепочек с другими сферами экономики, каждая из которых получает свою выгоду от европейских контрактов.
Почему же Европа не может просто взять и запретить экспорт продукции российских металлургов? Потому что многие европейские бизнесы продолжают быть завязанными на россию, и, скажем так, не слишком спешат менять привычный порядок вещей и перестраивать экономические цепи. Даже несмотря на все экономические и политические последствия. Они мотивируют это невозможностью заменить на продукцию других производителей и, как следствие, высоким риском остановки заводов и потерей рабочих мест. Кроме того, принятые санкционные исключения не поддерживаются европейской отраслевой ассоциацией Eurofer, которая неоднократно публично подчеркивала их вредное влияние на европейский ГМК.
Согласно статистическим данным Eurostat, в 2023 году железорудная продукция (HS 2601) из РФ в основном импортировалась в Словакию и Нидерланды, а металлургическая продукция (HS 72**) в Италию, Чехию, Бельгию и Данию. Основными выгодополучателями этих операций являются европейские заводы с российской собственностью.
Вместе с тем текущая динамика рынка металлопроката ЕС четко показывает, что наряду со странами, бизнесы в которых получают выгоду от сохранения доступа металлургической продукции из рф на европейский рынок, есть значительно большее количество стран, резиденты-производители которых страдают от этого. Например, Германия, Нидерланды, Словакия, Франция, Швеция, Испания, Финляндия, Австрия, Словения, Болгария, Польша и некоторые другие.
Уровень занятых на заводах выгодополучателей от российской продукции металлопроката не превышает 1% занятых во всем европейском ГМК. И при должном желании российская продукция может быть заменена украинской, европейской или продукцией из третьих стран. И это не то чтобы потребует каких-то сверхусилий.
Что мы должны делать в таких условиях? Требовать усиления санкционного давления, отмены отсрочек, квот, исключений и всего остального, что делает санкции не всеобъемлющими, а значит не столь эффективными. Кооперироваться как на уровне государственных учреждений, так и международном, чтобы это было сделано как можно быстрее и дало наиболее эффективный результат.
Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития, членом которого я являюсь, на заседаниях 30 мая и 5 июня 2024 года рассмотрел вопрос о необходимости введения дополнительных санкций против российского горно-металлургического комплекса со стороны ЕС как в виде запрета ввоза отдельных товаров, так и в виде персональных экономических и других санкций к юридическим и физическим лицам.
Комитет обратился к правительству с предложением принять исчерпывающие меры по этому вопросу. Все государственные органы, вовлеченные в этот процесс, в частности Минэкономики, МИД и Минстратегпром, поддержали предложение Комитета инициировать процесс изменений в примененные санкции ЕС для введения полного запрета на импорт странами ЕС российской продукции ГМК, в том числе и слябов (HS 7207 12 10 и HS 7224 90).
Реализация предложенных мер позволит лишить рф дополнительного дохода от экспорта в страны ЕС в размере до 3 млрд евро в год, ограничивая ее в финансировании войны против Украины. Для стран ЕС предложенные меры позволят поддержать европейское ГМК и нивелировать все риски, связанные с присутствием российской продукции на европейском рынке, которые неоднократно отмечал Eurofer (падение производства, подрыв процесса декарбонизации в ЕС и т.д.). Для украинского ГМК это будет означать дополнительные рынки сбыта, а следовательно – увеличение валютной выручки и налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины.
Учитывая исключительную важность вопроса, и его поддержку со стороны законодательной и исполнительной власти в Украине, а также интерес многих стран ЕС, уже сложились все предпосылки для нового инициирования обсуждения усиления санкционного давления. Для этого крайне важны активные действия украинской стороны как непосредственно на уровне ЕС, так и в столицах государств-членов.
Комитет намерен обратиться к правительству с просьбой поручить дипломатическим представительствам Украины в Германии, Нидерландах, Словакии, Франции, Швеции, Испании, Финляндии, Австрии, Словении, Болгарии, Польше проработать с правительствами этих стран необходимость инициирования вопроса скорейшего ограничения доступа слябов из РФ на рынок ЕС, а также возможные правовые способы достижения этой цели, которые не потребуют единодушия стран-членов ЕС.
Ведение захватнической войны без финансов невозможно. Наша задача – планомерно и последовательно перекрывать все возможные пути поставки средств для агрессора, в том числе и связанные с продажей металла. Несмотря на сопротивление российских лоббистов. Ведь от этого напрямую зависит, будут ли еще десятки ракет лететь на наши города.