Бесхозные миллионы под ногами: как рынок украинского металлолома оказался в глубоком нокдауне
Муса Магомедов, народный депутат Украины, член комитета Верховной Рады по экономическому развитию
Десятки тысяч тонн российского металлолома, который в феврале прошлого года приехал в нашу страну в качестве танков и орудий, у рядового украинца вызывает чувство отвращения. Одновременно возникает вопрос: куда же девать весь этот хлам? На самом деле враждебная техника и поврежденная инфраструктура – это сырье, которое составляет металлофонд нашего государства. Сырье – это производство, которое крайне необходимо стране во время войны. Почему же количество лома сокращается, а предприятия останавливаются?
По итогам марта 2023 года в Украине собрали на 23% меньше лома черных металлов по сравнению с февралем. 70,4 тыс.тонн против 91,5 тыс.тонн сырья. Такие данные приводит ассоциация УАВтормет. Если сравнивать первый квартал 2023 и аналогичный период 2022 года, то сокращение составляет 60%. Для рядового украинца, не знакомого с отраслью, эти цифры мало о чем говорят и могут быть крайне непонятны. Но объективно все лежит на поверхности.
Чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрим состояние отрасли в последний довоенный год. Тогда за первые 7 месяцев 2021 года из Украины было вывезено почти в 10 раз больше металлолома, чем за весь 2020-й – 335 тыс.тонн. Уже тогда ситуация приобретала кризисные последствия. Ведь цены на лом за границей выросли до 500 долларов за тонну, в то время как экспортная пошлина составляла всего 58 долларов. Тогда же металлургические предприятия оказались перед угрозой полной остановки.
Наступил 2022 год. Спустя месяц после полномасштабного вторжения в марте вопрос о металлоломе в Украине вновь актуализировался. Огромное количество разгромленных предприятий и тонны вражеской техники, которая дороже переработки, но, тем не менее, составляет долю металлофонда страны, оказалась на нашей территории фактически под ногами. Казалось бы, дефицит металлолома в горно-металлургическом комплексе должен был хоть немного снизиться, но все произошло наоборот. Нехватка начала стремительно расти, в то же время, как экспорт металлолома резко пошел вверх. Что же произошло?
Дефицит сырья усугубился из-за оккупации восточных областей. Объемы производства сократились на 75%. Напомню, что в Украине 80% в общем объеме заготовки лома занимает так называемый амортизационный лом. Он появляется вследствие работы индустрии. Стоит промышленность – нет сырья.
А вот экспорт за первые три месяца 2023 года составил около 40 тыс.тонн. В то время как в октябре-декабре 2022 года он был более чем вдвое меньше – около 16 тыс.тонн. Если темпы экспорта будут расти в такой прогрессии, то уже в декабре у нас будет цифра в 300 тыс. тонн или даже больше. То есть за экспортом мы вернемся в довоенный 2021 год. А за поступлением металлолома фактически провалимся в непоправимый дефицит. Вывозим больше, чем можем сами себя обеспечить.
В 2021 году, по оценкам экспертов, максимальное поступление металлолома в год могло составить 7-8 млн тонн. Это по прогнозам. А по факту, было гораздо меньше. Сейчас рынок не может собрать и миллион. Поэтому пропасть между экспортом и поступлением становится катастрофической. Даже в условиях неполного восстановления отрасль, по разным оценкам, нуждается более миллиона. И это при том, что к 2022 году в отрасли наблюдался хронический дефицит. Тогда, по подсчетам экспертов, в Украине замещалось 3,5 млн тонн металлофонда, при этом потребление стали составило 4,8 млн тонн.
К сожалению, сам рынок металлолома сейчас представляет собой крайне непрозрачные процессы. Это единственное, в чем сходятся как сторонники, так и противники временного запрета экспорта металлолома в Украину. Сторонники экспорта утверждают, что благодаря продаже лома за границу активность небольших предприятий помогает восстановить экономику. А скорая утилизация вражеской техники и разрушенных объектов сохраняет экологию. Конечно, разрушенные и сгоревшие промышленные объекты, остатки уничтоженной боевой техники, которые достаточно долго находятся под открытым небом, несут угрозу для окружающей среды и людей, проживающих рядом.
Но, давайте посмотрим, к чему привел экспорт лома: к временной остановке некоторых предприятий, недополучению средств в бюджет и криминальным схемам.
Так, в 2021 году предприятия горно-металлургического комплекса уплатили в бюджет более 42 млрд гривен. Посмотрим, сколько же получает государство, когда экспортирует металлолом. Удивительно, но почти ничего. Ведь вывозят сырье через ЕС, где у нас действует льготная экспортная пошлина в размере 3 евро. Оттуда его перенаправляют к настоящим клиентам. Экспортировать сырье сразу к клиентам стоило бы 180 евро экспортных пошлин – и на этом украинский бюджет, по сообщению ГБР в 2022-23 годах, уже потерял 350 млн гривен. В марте этого года Бюро начало расследование причастности работников Волынской таможни к незаконным схемам масштабного вывоза металлолома в страны ЕС.
Схема проста: чтобы получить льготы и соответствующий сертификат EUR.1, компании, занимающиеся металлоломом, должны подтвердить украинское происхождение сырья. Тогда вместо 180 евро они платят всего 3 евро пошлины. Но ведь подтверждение, по данным ДБР, происходило по фиктивным документам.
Итак, в то время, когда простые украинцы собирают деньги на военную технику, средства, за счет которых Украина могла бы наращивать военный потенциал,,утекают сквозь пальцы.