Интерфакс-Украина
16:07 23.04.2021

Автор: ЮРИЙ ТАЦИЙ

Кто получает "архитектурного Нобеля"?

5 мин читать
Кто получает "архитектурного Нобеля"?

Юрий Таций, заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации

 

Успеха достигают экспериментаторы, которые сочетают функционал и эстетику

В 1979 году сын киевлян, которые эмигрировали в США, бизнесмен Джей Притцкер учредил премию за достижения в области архитектуры.  Поскольку в свое время Альфред Нобель не побеспокоился, чтобы отмечать успехи архитекторов, то Притцкер решил исправить эту несправедливость.  И ему удалось - премия довольно быстро стала очень престижной, ее присуждают ежегодно зодчим из разных стран и континентов.  Именно Притцкеровская премия является своеобразным маркером, по которому можно увидеть, а что же интересного происходит в мировой архитектуре, каковы тренды и кто сегодня находится на передовой архитектурных экспериментов, изобретений и новаций.

В 2018 году премию получил индийский архитектор Балкришна Доши, которого называют "отцом" современной архитектуры Индии.  Он не строит помпезные сооружения или яркие привлекательные дома. Профиль Доши - это социальная архитектура, а его цель - обеспечить бедняков Индии жильем.  Принципы архитектуры Доши состоят в максимальной экономии пространства и строительных материалов, но создании качественных и пригодных для комфортного проживания сооружений.  Доши ориентируется на первичные потребности людей, но при этом создает чрезвычайные современные сооружения.  В его портфолио более сотни реализованных проектов, вершиной которых является основанный Доши Центр экологического планирования и технологий в Ахмадабаде.  Главный корпус вуза - это настоящий лабиринт переходов, открытых террас и аудиторий.

 "Постоянство Доши доказывает, что качественная архитектура должна сочетаться не только с климатом, местом, техникой и ремеслом, но также с глубоким пониманием контекста в широком смысле", - констатировало жюри Притцкеровской премии, вручая ему награду.

Японец Арата Исодзаки - яркий архитектор-постмодернист, которого отметили "архитектурным Нобелем" в 2019 году.  Исодзаки вдохновляет японское традиционное архитектурное искусство, но он умудряется сочетать его с лучшими образцами европейского постмодернизма.  Визиткой Арата стал художественный комплекс Art Tower в г. Мито.  Это спиралевидная башня похожа на гигантскую кобру из стали, стекла и железобетона.  Она отражает солнечный свет, создавая естественное освещение, а внутри содержит театр, концертный зал, галерею современного искусства.  Каждый следующий проект Арата Исодзаки превосходит оригинальностью предыдущий.  Дворец спорта Дворец Сант Жорди в Барселоне, несмотря на свою функциональность, выглядит легким и изящным.  Гималаи- центр в Шанхае вдохновленный природными формами, за что его назвали "бетонным лесом".  Национальный конференц-центр в столице Катара Дохе развивает лесную традицию, его главный элемент - это древовидная колонна.  Пробует себя Исодзаки и в совершенно необычных сферах.  В 2013 году он создал надувной концертный зал Ark Nova Concert Hall, который "гастролировал" в регионах Японии, пострадавших от мощного цунами.

 "Имея глубокие знания в области истории и теории архитектуры, он никогда не копировал уже существующее, а его поиски выражаются в его зданиях, которые до сих пор не подлежат стилистической классификации", - подчеркнуло жюри Притцкеровской премии, присуждая награду Исодзаки.

В прошлом году чести быть лучшими в архитектуре удостоились ирландки Ивонн Фаррелл и Шелли МакНамара.  Основательницы бюро Grafton Architects они прославились проектированием общественных зданий в различных уголках Ирландии.  Всемирную известность получили после строительства университета Боккони в Милане.  В общем Фаррелл и Макнамара начали специализироваться именно на зданиях высших учебных заведений - Лондонская школа экономики, Медицинская школа университета Лимерика, университетский кампус в Лиме.  На форму последнего Фаррелл и Макнамару вдохновил Тихий океан, потому что сам кампус похож на огромную нависшую скалу, о которую разбиваются волны.

 "Их подход к архитектуре всегда честен.  Он раскрывает понимание процессов проектирования и строительства от масштабных конструкций до мельчайших деталей.  Их здания являются "хорошими соседями", которые стремятся сделать город лучшим", - подчеркнули в жюри Притцкеровской премии.

Наконец, лауреатами 2021 года признаны французы Анн Лакатон и Филипп Вассаль. Их архитектурное бюро Lacaton & Vassal известно необычным подходом в строительстве и реконструкции.  В частности, их вдохновляют оранжереи и теплицы.  Такую "теплицу" они соорудили в 1992 году в во французском городе Флуарак Эйсин.  Благодаря пристройке из поликарбоната площадь первого этажа в летнее время можно увеличить вдвое.  А в холодное время года конструкции просто скрыть. Таким образом, расширение пространства стало излюбленным приемом Лакатон и Вассаля. В частности, они применили его при возведении здания Архитектурной школы в Нанте, выставочного центра в Париже, концертного зала в Лилле. Апогеем такого подхода стало отделение Французского регионального фонда современного искусства в Дюнкерке.  Во время реконструкции старого здания Lacaton & Vassal создали новую его копию из стекла, где разместили выставочные залы и event-площадки.  Свой уникальный метод они успешно испытали и на жилых домах.  Так, "окутали" многоэтажку Tour Bois le Prêtre в Париже конструкцией из стекла и металла.  В результате площадь Кватири расширилась, там появились балконы, и даже остекленные зимние сады.

 "Бюро Lacaton & Vassal радикальные в своем деликатном подходе и проявляют смелость благодаря своим тонкостям.  Они уравновешивают уважение и прямоту в подходе к искусственной среде", - заявил председатель жюри Притцкеровской премии Алехандро Аравен.

Итак, за последние четыре года "архитектурного Нобеля" получали разные по мировосприятию и архитектурным стилям зодчие.  Но есть то, что их объединяет - это творческий подход к делу, смелость, желание экспериментировать и находить верные решения, успешные попытки совместить функциональность и эстетику.  Надеюсь, что и в Украине, в частности в Киеве, тоже вырастет новое поколение архитекторов, которые в своей работе руководствоваться следующими принципами.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА