Интерфакс-Украина
15:12 21.10.2021

Автор: ЮРИЙ ТАЦИЙ

Жизнь повышенной некомфортности

5 мин читать
Жизнь повышенной некомфортности

Юрий Таций, заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации

 

Как застройщики максимально уплотняют городское пространство, а покупатели готовы с этим мириться

Больше квартир, меньше инфраструктуры. К сожалению, по такому принципу сегодня развивается жилищное строительство в Украине. Среднее количество квартир в одном столичном ЖК приближается к тысяче. Плотность застройки зашкаливает, а вновь построенные жилые комплексы напоминают гигантские муравейники. О комфорте там нет и речи. Все рассчитано только на ночлег в своей квартире и максимум – на посещение ближайшего торгового центра или соседнего магазина.

Такая плотная застройка приводит к целому "букету" негативных последствий:

 - Дефицит школ и детских садов (новые не строятся, а старые коммунальные уже не выдерживают нагрузок);

 - Нехватка солнечного света и естественной аэрации, когда дома стоят друг к другу, как "китайские стены", а в квартире всегда царит мрачный сумрак;

 - Шумовое загрязнение, когда человек ни на минуту не находится в тишине, что физически и психологически угнетает и истощает ее;

 - Нагрузка на инженерные коммуникации, которые не рассчитаны на такое скопление пользователей коммунальных благ;

 - Транспортный коллапс, когда выехать из дома и вернуться назад – это настоящая проблема, а найти свободное место для парковки – почти квест;

 - Повышенные риски чрезвычайных ситуаций, когда спасательная техника, скорая помощь или другие службы просто не смогут подъехать к месту назначения;

 - Нехватка открытых общественных пространств, где люди могли бы общаться и проводить свободное время.

Как ни парадоксально, но жилищное строительство продолжает развиваться в логике советских времен, когда пространство четко делилось на так называемые "спальные" или "рабочие" районы и центр города. В современных городах 21 века подобного разделения уже не существует. Даже в отдаленных районах создают такую ​​инфраструктуру для жизни и работы, которая бы удовлетворяла все материальные и культурные потребности человека.

Кроме того, пандемия COVID-19 поставила перед урбанистами новые вызовы. Теперь в своем микрорайоне человек не только отдыхает, но и работает, проводит свободное время, встречается с друзьями и знакомыми и стремится сделать свою жизнь максимально комфортной и насыщенной. Однако, в этом стремлении каждый из нас вступает в острый конфликт с окружающим пространством, который никак нельзя назвать приветливым. И такая ситуация в большинстве городов Украины.

Как следствие, все кто имеет такую ​​возможность, оставляет перенаселенные районы в поисках более комфортного жилья. Качество жизни в районах плотной застройки только снижается. Это приводит к маргинализации населения, росту уровня преступности, формированию депрессивных островков на карте города.

Есть ли этому альтернатива?

Да, ее продемонстрировали города, которые прошли через советскую практику типичной плотной застройки, но модернизировались в посткоммунистическую эпоху. Это, прежде всего восточная Германия, где в последние 30-ть лет реализовали множество интересных инициатив призванных оздоровить "спальные районы".

Например, в Дрездене это программа "Социальное город". В ее основе – партисипаторное проектирование, когда к формированию городской среды привлечены все заинтересованные стороны, в том числе независимые урбанисты, эксперты и собственно жители окрестных территорий.

В Берлине "отцом" новой градостроительной политики в 90-х годах прошлого века стал главный архитектор Ганс Штимманн, которому пришлось "сшивать" десятилетиями разделенный город.

И одним из принципов модернизации стало ориентирование пространства на человека. Кроме санации старого жилья, Штимманн инициировал создание парков и ландшафтных объектов на территории плотной застройки, появление в "спальных" районах рабочих мест, пешеходную доступность инфраструктуры, развитие публичных пространств. Так вчерашние монофункциональные районы начали трансформироваться в многофункциональные.

Со временем начали действовать различные муниципальные программы, которые призваны преодолеть депрессивность территорий. Например, программа "Образование в квартале". В ее рамках на базе некоторых школ создают образовательные кампусы, где не только учат и воспитывают детей, но и помогают родителям овладеть различными навыками и компетенциями, которые понадобятся семье.

В Берлинском районе Марцан реализовали проект "Наша площадь". Создали многофункциональное спортивное и тренировочное пространство с участием детей, молодежи и пожилых людей. Теперь люди вместе занимаются спортом и вместе с этим общаются.

Широко распространены так называемые "пространства для встреч", которые ориентированы преимущественно на старших жителей. Их главное преимущество – это пешеходная доступность от дома и организация интересного досуга.

К сожалению, в Украине "спальные" районы "модернизируются" по-другому – к старым кварталам добавляются еще более уплотненные. Там каждый квадратный метр является залогом получения прибыли. Вспомните, какими были жилые массивы Левого берега Киева 10 лет назад и какие они сегодня. И вы увидите колоссальные различия!

Действующее законодательство позволяет застройщику игнорировать потребности людей в социальной инфраструктуре и в обустройстве комфортного жизненного пространства. Но надо честно признать, что в рамках рыночной экономики именно спрос формирует предложение. И спрос на жилые "муравейники" сегодня огромен. Причина – это дешевле квадратные метры. Но за такую ​​дешевизну приходится платить всеми неудобствами. То есть мы сами за счет спроса на некачественный товар даем возможность превращать наши города в сплошные "соты", без парков и скверов, без школ и детсадов, без общественных пространств, где все друг у друга буквально "на голове". А одновременно создаем для застройщиков условия для получения сверхприбылей. Если в обычном магазине каждый покупатель осознает риски покупки просроченных или акционных продуктов, то в таком ответственном деле, как приобретение собственного жилья,  нет.

Возможно ли это изменить? Да, за счет повышения сознания людей. Путем внесения изменений в типовые договоры купли-продажи, путем привлечения профессиональных юристов и риэлторов, которые найдут для вас жилье по четко определенным параметрам, из-за требования обнародования проектных наработок по состоянию на дату покупки. Это будет прямым влиянием на рынок жилья и на застройщиков, и это изменит тренд в строительстве. Если будет существовать запрос на качественное жилье, тогда рано или поздно оно будет лучше, комфортнее и удобнее.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА