Собрать медали и поделить деньги – это не о трансформации, а о деградации дискуссии о будущем спорта Украины
Александр Ларин, основатель платформы “Идеалист Медиа”, Генеральный секретарь Федерации баскетбола Украины (2011-2015 гг), заместитель министра спорта Украины (2010 г)
Тема украинского спорта, интерес к которой ограничивался подсчетами завоеванных медалей и констатацией изменений их количества, вышла на новый уровень общественной дискуссии. Поводом стали выборы нового главы НОК Украины и анонс сокращения количества министерств, который обозначил туманные перспективы сохранения Министерства спорта в новой структуре Кабмина.
Хочу поздравить всех, кому интересны спорт, государственное управление и экспертность. Беспрецедентная борьба за посты внутри украинской спортивной бюрократической машины на фоне войны и очередной реорганизации Кабмина подарили нам то, что мне очень хотелось бы услышать, и задокументировать. Мы получили возможность оценить взгляды на трансформацию спорта с точки зрения конкурентной борьбы и подходов соискателей симпатий. Так есть ли идеи для прорыва? Есть ли что-то иное, кроме желания выглядеть лучше конкурентов? Есть ли инструментарий для изменения ситуации? Есть ли вообще понимание, что цель, а что – средство?
Что же мы можем задокументировать? Первое: что государство в лице первых лиц, представителей законодательной и исполнительной власти не знает и не задает себе вопрос, зачем ему спорт. Конечно, если не имеются в виду фото с чемпионами, предвыборные мероприятия с использованием звезд спорта и спортивные мероприятия для того, чтобы себя показать. Второе: что борьба претендентов за статус в бюрократической спортивной структуре ведется на уровне – у кого больше медалей и кто убедительнее пообещает честно делить, справедливо распределять, прозрачно администрировать процессы. Увы, не прозвучало ничего нового сущностного в плане идей и даже не обозначено направление движения.
Записные эксперты, функция которых – из каждого утюга объяснить нам, что было, что будет, что случилось, и почему прогноз с реальностью разминулись, так же бодро и глубокомысленно разобрали ситуацию с перспективами (или бесперспективностью?) существования Министерства спорта. За исключением очень редких комментариев по существу, общий уровень “экспертных обсуждений” – что мало медалей, поэтому “Министерство спорта закроют, а НОК решили пока не закрывать”. С таким же успехом эти эксперты могли бы обсуждать смысл музеев как мест, где можно посмотреть что-то разноцветное, а театров – как помещений, где одни люди сидят в темноте, а другие – двигаются на сцене.
При этом уровень и самих покорителей спортивных бюрократических вершин – настолько “высок”, что они не собираются копаться в таких “мелочах”, как сфера ответственности различных институций и ведомств. На пороге очередного цикла обсуждаемых и предполагаемых решений в сфере спорта мы видим, что все крутится вокруг “честно раздадим, справедливо поделим, прозрачно отчитаемся, мы за вас, они против вас”.
Симптоматично, что никто из политиков, политических экспертов и экспертов в области госуправления не заметил и не затронул в своей повестке одно из первых решений действующего сегодня Кабмина, изменившее вектор развития системы спорта Украины. В марте 2020 года Кабмин с голоса ликвидировал созданное к тому моменту Государственное агентство спорта, учрежденное в рамках концепции реформирования государственного управления, которая в свою очередь была принята и реализована согласно соглашению об Ассоциации с ЕС и финансировалась Евросоюзом. Этот беспрецедентный случай остался незамечен даже в офисе BRDO, который разрабатывал саму концепцию. Ни в одном открытом источнике нельзя найти мотивационную часть решения, почему было предложено ликвидировать уже учрежденное агентство, которое по результатам конкурса получило своего руководителя, которому Кабмин сформировал штатное расписание и все, что связано с его работой как новой госструктуры. А этот момент на самом деле является распиской не просто в остановке реформирования данной сферы по европейскому вектору. Это был четко зафиксированный поворот назад, и по ходу конкретно – в советскую систему. Где Министерство спорта само формирует задачу, само выполняет и само проверяет, как выполняется задача. И этого разворота от европейского вектора в направлении советской системы – его не заметил никто! Ни в профессиональном сообществе, ни среди политиков и экспертов, которые так рьяно объясняют все, что происходит в государстве.
Большая просьба к ломающим копья вокруг сегодняшней спортивной власти – обернуться на несколько лет назад. Вспомните, как возмущались объединением министерств, как праздновали разъединение министерств, и пели оду министру, который “плоть от плоти нашей”. Как же случилось, что вы, не моргнув глазом, меняете точку зрения и не желаете признать, что она основана на обидах за себя, за своих, и обидах за несбывшееся. Вы собираетесь эффективно администрировать эту конструкцию. Но в том-то и дело, что она обречена воспроизводить все тот же набор проблем и вопросов, возникающих с возрастающей частотой и остротой. Снимите розовые очки. Посмотрите в зеркало и спросите себя: что я собираюсь сделать, чтобы выскочить из колеи?
Просьба и к многочисленным комментаторам: прежде чем что-то комментировать, было бы неплохо изучить предмет или хотя бы начать искать тех, кто в этом что-то понимает. А тем, кто пытается получить комментарий, стоит обратить внимание – что не могут одни и те же люди комментировать здравоохранение, энергетику, сельское хозяйство и спорт. Если же считать, что могут – то мы и получаем тот результат, который имеем сегодня. А если этот результат все-таки не устраивает, то необходимо либо менять уровень понимания предмета, либо менять советчиков.
И хочу возразить адептам медального “карго-культа” среди экспертов и претендентов на посты в спортивной власти. Изменится ли ситуация, если мы привезем Майкла Фелпса, дадим украинский паспорт и назначим на 100 лет министром спорта на том основании, что у него 28 олимпийских медалей? Как сказал классик, талант необязательно равен личности. На этой арене не медалями нужно меряться, а идеями, ценностями и интеллектом.