09:23 31.03.2023

Автор: ЭДУАРД МКРТЧАН

Курс на "озеленение". Чистая энергия, power-banks и "умные" сети

6 мин читать
Курс на "озеленение". Чистая энергия, power-banks и "умные" сети

Эдуард Мкртчан, офицер взвода тактической поддержки батальона ТОР УПП в Киеве, инвестиционный эксперт

 

Мой опыт инвестирования в чистую энергию является сложным. В предыдущие годы наши компании построили в Украине восемь ветроэлектростанций и наладили производство ветроэнергетического оборудования. В основном это происходило до 2020-го, когда сектор зеленой генерации рос. Напомню, что в 2019-м Украина вошла в ТОП-10 по темпам развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в 2020-м – в европейский ТОП-5 по показателям в солнечной энергетике. В 2019-м в рейтинге Climatescope от Bloomberg NEF – перескочила с 71-го на восьмое место по инвестиционной привлекательности "зеленой" экономики. За 10 лет общий объем инвестиций в ВИЭ в Украине составил $12 млрд.

Однако непоследовательная правительственная политика сначала затормозила это развитие, а затем – остановила. Действия Минэнерго, профильного парламентского комитета и НКРЭКУ истощили производителей критическим уровнем оплаты за поставленную электроэнергию. Следовательно, почти три года отрасль – в кризисе, а страна теряет инвесторов, которым не оплатили электроэнергию, поставленную еще в 2021 году.

С началом войны ситуация усугубилась. Погашение задолженности производителям ВИЭ отложили, а процент выплат за текущую электроэнергию ограничили. В прошлом году ГП "Гарантированный покупатель" рассчиталось с "зеленой" генерацией всего за половину произведенного электричества.

Глубину падения зеленой энергетики усиливает география размещения основных объектов. 85% ветровых электростанций построено в юго-восточных регионах. Там сосредоточено и 60% солнечной генерации. По оценкам экспертов, в августе было повреждено 40% электростанций на ВИЭ мощностью 1500 МВт. В целом в результате вторжения РФ выведено из строя 90% ветровой и 50% солнечной энергетики. Из-за войны потеряно 800 МВт ветроэнергетических мощностей, которые планировали ввести в действие в ближайшие год-два.

Впрочем, война неожиданно открыла отрасли второе дыхание и может позволить ей не только восстановиться, но и стать каркасом новой энергосистемы. Кремль превратил энергетику в оружие, заставив мир избавляться от удавки в виде ископаемого топлива и централизованных сетей.

Альтернатива им – зеленая генерация. Энергетический террор Путина наметил ее стратегические преимущества и ускорил движение цивилизованного мира, частью которого является Украина, к энергетике будущего. Ее маркеры – ставка на ВИЭ, децентрализация, инновационные хранилища, "умные" сети.

После 24 февраля ветер, солнце и вода – н просто инструменты декарбонизации. Это – факторы национальной безопасности, определяющие очертания новой энергетической архитектуры. Еще до войны рядом национальных стратегий этот вектор развития определен магистральным. В программе "Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность" предусмотрено достичь к 2035 году доли в 25% ВИЭ в объемах общей поставки энергии, против 8.1% в 2021-м. Затем эти расчеты детализировали в правительственном Плане восстановления Украины, представленном в Лугано. Там предусмотрено создать к 2032-му дополнительные 5-7 ГВт солнечной и ветровой генерации и определен объем инвестиций в $130 млрд.

Курс на зеленую генерацию как фундамент послевоенного восстановления необратим с марта 2022-го, когда наша энергосистема синхронизировалась с европейской ENTSO-E. А уже в мае ЕК в плане REPowerEU увеличила с 40% до 45% долю ВИЭ в электроэнергетическом балансе, которую в ЕС должны достичь к 2030 году. Украина как субъект европейского энергетического пространства обязана следовать этому тренду, чтобы соответствовать требованиям и критериям членства в ЕС.

Сложность этого пути для Украины заключается в том, что национальный сектор возобновляемой энергетики – на грани выживания из-за финансового истощения, потери активов и падения спроса. А также – из-за невозможности до конца войны оценить реальный уровень разрушения инфраструктуры.

Безусловно, построение новой энергосети станет возможным только после победы. Но уже сегодня можем определить ее очертания, учитывая обнаруженные войной слабые места. Одно из таких – централизация и неравномерная география объектов генерации. Поэтому новая энергосеть должна быть сбалансированной по спросу, производству, территориям и логистике.

Основой энергетической трансформации Украины должно стать распределенная генерация, с локальным развитием ВИЭ. Необходимо стимулировать местные громады тщательно использовать все доступные источники генерация. Это перспективное направление, поскольку "зеленый" тариф, зафиксированный до 2030 года, - ниже цен на импортируемую электроэнергию из ЕС, которая является альтернативой собственной. Он конкурентен и с энергией на ископаемом топливе, которая требует государственных расходов на дотации и субсидии.

Следует воспользоваться предложением Министра энергетики США и Национальной лаборатории возобновляемой энергетики разработать для Украины проект распределенной сети, устойчивой к военным рискам. Экспертные расчеты потенциала имеющихся в Украине источников позволят нам найти оптимальное решение по энергонезависимости. А децентрализация энергосетей обеспечит территории автономной электроэнергией и обезопасит от ракетного террора. Враг не сможет несколькими ракетами погасить регион с локализованным энергообеспечением.

Очевидным мировым трендом, который должна исповедовать Украина, является постепенный отказ от тепловой генерации в пользу безуглеродных технологий. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2025-му возобновительные источники заменят в мире уголь как самый большой источник электроэнергии. Для Украины это актуальный прогноз, поскольку 60% наших шахт истощаются оккупантами. После их освобождения восстановить большинство из них будет технически невозможно или критически дорого.

Динамику отказа от ископаемого топлива усиливает ускоренный износ энергоблоков украинских ТЭС. Это происходит в результате их сверхурочного использования в условиях войны. Через некоторое время их оборудование потребует капитального ремонта или замены. И тогда возникнет вопрос о целесообразности дальнейших инвестиций в эту генерацию. Допускаю, что от отдельных "тепловых" мощностей придется отказаться из-за нехватки энергетического угля и обязательств Украины к 2044 году снять с эксплуатации определенную их часть.

По оценкам экспертов, через пять лет в Украине необходимо создать мощности на ВИЭ для компенсации генерации на ископаемом топливе. Причем эти объемы будут выше объема этой компенсации, учитывая потребности масштабного восстановления. Иначе придется импортировать дорогостоящую электроэнергию.

Один из ключевых элементов будущей энергосети, который позволит компенсировать утраченную генерацию – введение "умных" сетей. По расчетам правительства, это позволит к 2035-му снизить потери в электросетях с 11,6% до 7,5%. Сэкономленные 6 млрд кВт*ч являются эквивалентом 3 млн тонн сожженного угля.

Самым сложным вызовом в развитии зеленой генерации является необходимость создавать балансирующие мощности, которые "сглаживают" сезонные и суточные пики потребления. Сейчас эту задачу выполняют энергоблоки АЭС, ГЭС и ТЭС. Впрочем, из-за ожидаемого уменьшения ресурса тепловой генерации и зависимости гидроэнергетики от сезонных факторов, стране придется инвестировать в современные системы накопления энергии. В гигантские power-banks, которые накапливают энергию, когда спрос низкий и отдают ее в сеть в часы пик.

Нужно активнее привлекать в этих вопросах ресурсы международных доноров. Важно направлять усилия в "озеленение" нашей энергетики. Нам важнее получать оборудование для локальных солнечных электростанций и мощные аккумуляторы, вместо генераторов, которые спасли страну этой зимой. Кстати, одним из первых знаковых примеров такой помощи является решение ЕК предоставить Украине 5.7 тысячи солнечных панелей.

Ставка на чистую энергию для Украины стратегическая. Наличие весомой доли зеленой генерации уменьшает возможности для внешнего шантажа. Для страны с чистой энергией вопрос о стоимости нефти или газа перестает быть инструментом геополитического давления. Государство становится независимым от ценовых колебаний на энергоресурсы. Следовательно, становится Независимым.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Почему вопреки войне Украина обязана реагировать на вызовы глобального потепления

ИВАН ГЕЛЮХ

Рынок голубого топлива Европы: как строится энергетическая безопасность на континенте

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Навыки будущего. Какие специалисты потребуются украинским индустриям после войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Перевыборы в Германии: новые проблемы или новые возможности для Украины?

ЮРИЙ ЩУКЛИН

С чего начать, в чем разобраться и на кого опираться в своих решениях новому руководителю "Укрзализныци"

ЕВГЕНИЙ ЗИМИН

Будущее украинского хоккея зависит от смены правил, по которым функционирует Федерация хоккея, а не от смены фамилии ее президента

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Трофейная охота может уничтожить самых редких животных во  всем мире

ИРИНА ДИДЕНКО

Охота на украинцев: как россия использует международное право, чтобы лишать свободы наших сограждан за рубежом

МУСА МАГОМЕДОВ

Ржавчина на санкциях: как РФ продолжает зарабатывать на продаже металлопродукции

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Реформа ГЧП на финишной прямой - что будет в финальном варианте закона?

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА