15:25 04.06.2023

Автор: ЭДУАРД МКРТЧАН

Танковые разборки. Как из лома бронетехники создать инновационные производства

7 мин читать
Танковые разборки. Как из лома бронетехники создать инновационные производства

Эдуард Мкртчан, офицер взвода тактической поддержки батальона ТОР УПП в Киеве, инвестиционный эксперт

 

В начале 90-х из стран Варшавского договора в Украину завезли несколько сотен танков. Значительную часть выгрузили под открытым небом на столичной Рембазе. Техническое состояние их не проверяли, документы по передаче на баланс или хранение не заключали. Формально боевая техника принадлежала Минобороны, а на самом деле стала натурой для экстремальных фотосессий и добычей "каннибалов" с Киевского бронетанкового завода. Там с нее снимали узлы и оборудование для танков, экспортировавшихся в африканские страны. Естественно, задолго до начала агрессии РФ вся эта техника оказалась непригодной для использования.

Сейчас в Украине разворачивается сиквел той истории. Рискуем накопить новую "коллекцию" разукомплектованной неучтенной бронетехники. Уже есть колоссальное количество сожженных на фронте российских машин, которые государство не готово ни утилизировать, ни переработать. К маю наши воины уничтожили около 20 тысяч вражеских танков, боевых бронированных машин и военных автомобилей.

К сожалению, и сами мы потеряли значительное количество техники. Весь этот объем составляет сотни тысяч тонн лома черных и цветных металлов. Встречается и лом, содержащий драгоценные металлы. Также это – экологическая угроза, учитывая загрязненность металла остатками взрывчатых веществ, органических отходов, дизтоплива и технических жидкостей.

Очевидно, что весь этот военный хлам нуждается в переработке и утилизации. Однако эти процессы пока недоступны ни для государственных, ни частных предприятий. Причина – в стране отсутствует политика обращения с отходами войны. Так что национальный ОПК лишен возможности получить ценное сырье, государство – инвестиции и инновации ОПК, а общество – безопасную экологию.

На законодательном уровне ситуация с оборотом военного металлолома урегулирована фрагментарно. По оценкам отраслевых ассоциаций, в Минстратегпроме и Минобороны не проявляют достаточного внимания данному направлению. А усилий одних лишь ассоциаций недостаточно для внедрения процессов системной переработки и утилизации уничтоженной техники. Иностранные компании, предлагающие опыт и технологии переработки и изготовления актуальной для ВСУ продукции (бронепластины, плиты для укрепления техники, амортизационные решетки и т.п.) игнорируются.

Сбор и переработка уничтоженной военной техники в металлолом – технологически непростой и затратный процесс. Он значительно сложнее и дороже в обращении со всеми другими видами таких отходов. Ведь для превращения танка в товарный металлолом необходимо совершить ряд затратных технологически сложных операций. В частности, обследовать каждый объект на взрывоопасность, санитарно его обработать, переместить с применением спецтехники с поля боя на место хранения, обеспечить осмотр ответственными службами, осуществить многоэтапную резку, анализ химического состава металла и сортировку.

Следует также иметь специальное оборудование и квалифицированный персонал. Существенно влияет на стоимость логистика, ведь техника в большинстве своем находится на местности, удаленной от дорог и населенных пунктов. С учетом этих факторов затраты на изготовление часто превышают его рыночную цену.

Следует учесть, что бронетехника на 80% состоит из высоколегированных марок стали. Они в силу ряда специфических свойств не используются в "большой" металлургии. До полномасштабного вторжения России в Украину "бронетанковый" лом плавили в ограниченном количестве на одном металлургическом предприятии и нескольких малых литейных заводах. Пока там не нуждаются в таком сырье. Этот фактор максимально сужает круг украинских субъектов, заинтересованных в данном проекте.

Мы можем рассчитывать на две заинтересованные стороны процесса: государство и внешних инвесторов. Оба варианта вызывают немало вопросов. Есть сомнения в возможности государства обеспечить достаточные бюджетные расходы, которые измеряются миллиардами гривен. Поэтому от правительства целесообразней ожидать стимулирования инвестиционных проектов за счет законодательного и регулятивного нормирования сопутствующих процессов. Единственным действенным вариантом выглядит привлечение международных компаний с соответствующими технологиями, опытом и готовностью рискнуть своими деньгами. Но и там пока не торопятся.

Недавно общался с несколькими европейскими инвесторами в части организации производства по переработке нашего военного лома. Речь идет о создании предприятия в Украине, поскольку экспорт военного лома запрещен.

Партнеры отдают себе отчет, что Украина является и долгое время будет крупнейшим в мире поставщиком военного металлолома. По оценкам ассоциации "УаВтормет", по состоянию на начало апреля 2023 г. подтвержденные объемы вражеской техники, которые могут быть переведены в категорию металлолома, достигают 480-500 тысяч тонн. Этого достаточно для организации новых предприятий или переоснащения существующих литейных производств.

Стоимость инвестиций в проекты по переработке лома черных, цветных и драгоценных металлов партнеры оценивают в 1,5-2 млрд. евро. Впрочем, их положительное решение пока откладывается из-за чрезмерной зарегулированности и непрозрачности этого рынка в Украине, а также – из-за размытого законодательного поля.

Один из спорных и неоднозначных вопросов – определение юридического статуса военного лома и гарантий права собственности.

Согласно действующему законодательству, уничтоженная или поврежденная военная техника является государственной собственностью. Местные военные администрации обязаны вести ее реестр и передавать информацию в Минобороны и ВСУ. Гражданским организациям запрещено заниматься оборотом военного лома. Эта ответственность возложена на ремонтные подразделения ВСУ. Они должны обеспечить логистику техники, ее разбор и утилизацию под контролем Минобороны и с привлечением при необходимости мощностей Укроборонпрома. Впрочем, ни Минобороны, ни УОП не имеют соответствующих технологий. Поэтому там ограничиваются снятием с техники уцелевших частей и агрегатов и последующим складированием в неприспособленных условиях.

Не определен четко юридический статус утраченной врагом боевой техники. В национальном законодательстве есть понятия "военный трофей" и "металлолом". В Инструкции о порядке выполнения норм международного гуманитарного права в ВСУ трофеем признается захваченное военное имущество, пригодное для использования захватившей его стороной. Трофеи принадлежат государству. Зато в Законе "О металлоломе" признаются ломом изделия, непригодные для прямого использования, утратившие эксплуатационную ценность.

То есть принципиальным маркером, различающим эти два понятия, является возможность или невозможность дальнейшего использования. Пригодные  – являются государственными трофеями, непригодное – ломом. Закон "Об управлении отходами", вступающий в силу в июле 2023 года, вносит элемент непонятности. Согласно этому документу, уничтоженная техника считается отходами металла и обращение с ней должно регулироваться настоящим Законом.

Впрочем, трудно установить возможность или невозможность дальнейшего использования военной техники. Например, считается ли трофеем техника, найденная гражданскими лицами, а не захваченная военными?

В документе под названием "Порядок списания военного имущества в ВСУ и Государственной специальной службе транспорта" предусмотрена процедура признания имущества непригодным к использованию. Впрочем, речь идет о списании исключительно имущества ВСУ. У их комиссии нет полномочий предоставлять выводы относительно враждебного имущества, захваченного или найденного.

В определенной степени вопрос годности к использованию захваченной техники урегулирован Порядком восстановления, ремонта, модернизации, увеличения установленного ресурса и продления срока службы (хранения) вооружения, военной и спецтехники, за которыми не осуществляется авторский надзор.

Оба документа предусматривают обязательное привлечение ответственных представителей военных администраций или воинских частей для решения вопроса о пригодности имущества к использованию. В подписанном акте должна быть установлена полная или частичная пригодность к использованию военной техники. Все непригодные части являются ломом, который может быть направлен на переработку. Как определяется его стоимость и порядок реализации – из документов не ясно.

Законодательством Украины прямо не урегулирован вопрос завладения военной техникой гражданскими лицами. С учетом положений Международного гуманитарного права и действующего законодательства Украины, заброшенная вражеская техника, не захваченная украинскими военными (которой армия не владеет, не пользуется и не распоряжается), не считается трофеем.

Но это только юридическое предположение. Так что инвесторам сложно просчитать свои перспективы на данном рынке. И подобные юридические ребусы отпугивают их от Украины.

Таким образом, ситуация зашла в тупик. В условиях постоянного увеличения на полях сражений остатков боевой техники она превращается в угрозу национальной безопасности. Государство должно срочно разблокировать действующее положение вещей и способствовать организации системы переработки, реализации и утилизации военной техники. В реальности даже Минобороны не знает ее точного количества и состава.

Прежде всего, необходимо усовершенствовать законодательство, чтобы дать инвесторам гарантии и стимулировать строительство или модернизацию металлургических и литейных предприятий. Необходим четкий юридический механизм по предоставлению остаткам военной техники статуса лома, его списанию и приобретению инвесторами гарантий права собственности на нее.

Нужно не только внедрить переработку лома легированных сталей, но и привлечь технологии для развития в Украине современного литейного производства в интересах национального ОПК. Фактически создать для государства новое технологическое направление. В условиях анонсированной бронетанковой кооперации с Германией и другими странами ЕС важно иметь собственное производство сталей со специальными свойствами. Чтобы не ограничиваться ролью уборочного или ремонтного цеха.

Необходимо упростить выдачу сертификатов происхождения товаров EUR.1 и создать легальные возможности для экспорта лома легированных сталей. По крайней мере, до открытия собственных перерабатывающих мощностей.

Уровень внутренних цен на лом не обеспечивает даже минимальную рентабельность для переработки военного лома. В Украине за тонну лома черных металлов предлагают $160-170/т, а в странах ЕС – около $420-450/т. Ценовая разница между внутренними ценами и ценами на рынке ЕС на металлолом легированных сталей достигает 2-5 раз!

Государственные подходы к законодательному регулированию, четкие правила и юридическая защищенность участников рынка позволят кардинально изменить ситуацию. Это способствовало бы развитию внутреннего производства необходимой для обороноспособности страны продукции и привлечению инвестиций. "Перезагрузка" соответствующих министерств пока еще дает надежду на такой результат.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Имперские "дрожжи", или как Украине избавиться от духа "чиновничества"

ЕВГЕНИЯ ЛОКТИОНОВА

Практически все торговые центры Украины хорошо подготовлены к зиме

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА