Пять проекций гуманитарного разминирования
Эдуард Мкртчан, офицер взвода тактической поддержки батальона ТОР УПП в Киеве, инвестиционный эксперт
Война в Хорватии завершилась в 1995-м. За эти годы страна восстановила экономику, вступила в НАТО и ЕС. Единственное, что напоминает о войне, это минная опасность. Из 13 тысяч квадратных километров (23% территории) загрязненных 2 млн мин, не очищенно 3%. Их обезвредят до 2026-го. Через 30 лет после завершения войны.
Балканский опыт позволяет Украине оценить масштабы предстоящего разминирования. По расчетам Mines Advisory Group, Украина стала самой заминированной страной в мире, опережая Афганистан и Сирию. По данным Европейской бизнес ассоциации, у нас загрязнены взрывоопасными предметами больше 170 тысяч кв. км (30% страны). По площади это – три Хорватии. Сколько "Хорватий" будет после завершения войны, пока сказать невозможно.
Гуманитарное разминирование – глобальный проект, определяющий логику послевоенного развития страны. Это – обязательный этап, который создаст условия для восстановления социальной и инженерной инфраструктуры. Исходя из важности этой задачи, в правительстве объявили о создании Международного центра разминирования и разработке Государственной противоминной стратегии. Такую политику можно рассматривать в пяти проекциях.
Минное картографирование
Алгоритм гуманитарного разминирования состоит в исследовании территории страны, выявлении участков с взрывоопасными предметами и нанесении информации на карты. На первом этапе картографируют чистые и заминированные участки.
Дальше маркируют загрязненные территории на сомнительные (где предположительно есть взрывчатые вещества), загрязненные (где они точно обнаружены) и чистые.
После этого определяют приоритетность обезвреживания. Сертифицированные компании по разминированию начинают с социальной, логистической и инженерной инфраструктуры. Чтобы создать условия для возвращения людей и старта бизнес-активности.
От результатов картографирования зависит экономическое и инфраструктурное планирование. И для государства, и для граждан. После войны эта социально значимая информация станет публичной.
В настоящее время для разминирования, по оценкам экспертов, доступно 40 тысяч кв. км (пятая часть загрязненных площадей). Речь идет о территориях, отдаленных на 20+ км от линии фронта или границ страны-агрессора.
Существующие подсчеты загрязненных территорий достаточно условны. С учетом продолжающейся войны их площадь окажется выше. Нужно учитывать и сложности, связанные с хаотическим минированием. Рф точно не предоставит свои карты минных полей, как это предусматривают международные протоколы. Кроме того, огромное количество мин там установили без карт.
Бюджетные и технологические горизонты
Экспертные оценки касательно финансовых затрат, необходимых для разминирования, разнятся кардинально. По мнению экономиста CASE Василия Поворозника, очистка квадратного метра может стоить $3-4. С учетом показателя в 170 тысяч кв. км общая сумма составит $510 млрд. По оценкам Мирового банка, по состоянию на апрель 2023-го стоимость комплекса гуманитарного разминирования составляет для Украины $37,4 млрд.
В Минобороны подсчитали, что разминирование приоритетных 470 тысяч га сельхозугодий обойдется в $1,5 млрд (118 тысяч гривен за га). В Минэкономики полагают, что выделенных на следующий год 2 млрд грн хватит на расчистку 200 000 га полей (10 тысяч грн за га). При этом в настоящее время Украина привлекла с учетом результатов недавней международной конференции в Загребе около €500 млн.
Касательно сроков прогнозы экспертов близки. По общему мнению, для разминирования 80% территорий достаточно 10 лет. Естественно, при достаточном финансирования и наличии необходимого оборудования.
Расчет делается на хорватскую модель, с ее ставкой на дистанционно управляемые машины. Техника очищала землю, после чего территорию проверяли саперы. Около 50% потенциально опасных площадей там очистили механическими средствами.
Оптимизация и масштабирование системы обучения
Украинская саперная школа считается одной из лучших в мире. Еще в 2003-м на базе ГП "Укроборонсервис" создали Центр гуманитарного разминирования. С 2010-го это – Имплементированный партнер Противоминной службы ООН (UNMAS).
Я встречал на службе специалистов, прошедших школу гуманитарного разминирования в Сомали, Афганистане, Ираке, Ливии... Это наш золотой фонд, способный масштабировать систему обучения саперному делу. Ведь нам предстоит в разы увеличить количество субъектов в области гуманитарного разминирования.
По данным КМУ, в настоящее время в Украине сертифицировано 17 операторов противоминной деятельности, 29 – в процессе, еще 40 – готовятся. Процесс сертифицирования национального противоминного оператора занимает около года. Всего к гуманитарному разминированию привлечено три тысячи человек, к концу года их будет на две тысячи больше.
Можем рассчитывать на финансирование из трех источников: из госбюджета, за счет частных инвестиций и – международных доноров. Создание небольшой компании в области гуманитарного разминирования – дорогое удовольствие. Первичные инвестиции составят около $500 тысяч. Только лишь оборудование и обмундирование для 10 саперов потянут на $100 000. Исходя из уровня затрат, стоимость гуманитарного разминирования не может быть низкой.
Важно понимать, что гуманитарное разминирование в большей степени – бизнес-поле для частных компаний и международных структур. Поскольку эта сфера существенно отличается от боевого или оперативного разминирования, которым занимаются государственные структуры.
Саперы из Минобороны, СБУ и ГСЧСУ ориентируются на опознание взрывчатых веществ, с последующим обезвреживанием. Фокус же гуманитарного разминирования – исследование тысяч квадратных километров. Процесс обезвреживания не является в этом направлении ключевым.
При подготовке кадров важно обеспечить изучение современных боеприпасов и взрывчатых веществ. Ведь в войне, которая на наших глазах перерастает в глобальную, используются не только привычные всем советские боеприпасы, но и изготовленные в десятках разных стран. В том числе те, которые нигде массово не использовались. К примеру, кассетные боеприпасы производства США. В этом аспекте нам крайне важна методическая и практическая помощь партнеров.
Технологические инновации и "антиминный" хаб в Краматорске
Старт гуманитарного разминирования откроет в Украине колоссальный рынок товаров и услуг. Речь идет о внутреннем производстве и импорте саперной экипировки, беспилотных механизированных машин, специальных БПЛА, техники с бронированной и сопутствующих сервисных услуг.
Знаю, что в настоящее время ведутся переговоры о локализации некоторых производств в Украине. Считаю перспективным планировать их на базе Краматорска и других индустриальных центров Донецкой или Запорожской областей. Это оправдано и по логистике, и с точки зрения возрождения машиностроения.
Чтобы обеспечить замкнутый цикл производства основных позиций, Украине нужно привлекать или разрабатывать критические технологии. В первую очередь – в части точной идентификации взрывоопасных предметов.
Войну в Украине отличает применение принципиально новых боеприпасов и высочайшая интенсивность их использования. В мире не существует опыта, который можно использовать. Для создания соответствующих протоколов и разработок нужны подтвержденные практикой технологии.
Наиболее ожидаемые для гуманитарного разминирования разработки – в области систем дистанционного сканирования поверхности. По мнению экспертов, применение дистанционно управляемых сканеров ускорит процесс разминирования в десятки раз.
При этом, в мире не существует серийных дронов, способных засекать пластиковые мины или обычные мины, заложенные на большой глубине. Этот – вызов для национальных и международных экспертных организаций.
Безопасный формат жизни при минной угрозе
Общество должно принять формат жизни при постоянной минной угрозе. Это – реалии, в которых нужно научиться безопасно существовать. Необходимо обеспечить информирование основных целевых аудиторий о правилах поведения с взрывоопасными предметами. Первый шаг в этом направлении украинской властью сделан в прошлом году – Верховная Рада приняла Закон Украины "О противоминной деятельности в Украине".
Важно настроить систему образования на обучение практическим навыкам, сохраняющим жизнь и здоровье. Нужны учебные программы и онлайн-курсы, доступная визуализация, включая мультфильмы для самых маленьких.
Требуется пул тренеров и экспертов, способных доносить школьным и студенческим аудиториям меседжи о том, что и при каких условиях противопоставить минной угрозе. Главные тезисы – правила безопасности на территориях, где предположительно или точно есть взрывоопасные предметы, знание основных протоколов, направленных на предотвращение жертв среди мирного населения, умение предоставлять первую медицинскую помощь при взрывных травмах.
Такую коммуникацию нужно строить, не ожидая завершения войны. Минная опасность актуальна для миллионов украинцев, которые живут на территориях, где не ведутся боевые действия. Невозможно быстро ликвидировать эту опасность. Но в наших силах сделать так, чтобы на минах перестали гибнуть люди.