Почему вопреки войне Украина обязана реагировать на вызовы глобального потепления
Сергей Магера, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования, председатель Подкомитета по вопросам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы
Глобальное потепление уже перестало быть далекой перспективой или научной гипотезой. Оно стало реальностью, которая меняет наш мир: от засух и паводков до экстремальных погодных явлений. 2024 год уже стал самым жарким за всю историю наблюдений. Для Украины эти вызовы усиливаются контекстом российско-украинской войны. Во время войны вопрос выживания доминирует, но игнорирование климатических проблем может дорого стоить в будущем. Мы должны признать: война, со всем ее горем и вызовами - это все же временное явление, но последствия изменений климата останутся с нами и грядущими поколениями украинцев навсегда. Готова ли Украина к этому вызову? Ответ очевиден: подготовка недостаточна. И если мы не начнем действовать сегодня, последствия могут быть катастрофическими уже завтра.
Украина на перекрестке климатических и военных вызовов
Война с Россией усиливает уязвимость Украины к климатическим изменениям. Военные действия — это не только угроза для людей, но и колоссальный удар по природе. Ущерб окружающей среде от войны, развязанной Россией, уже оценивается в 71 млрд долларов, и ежедневно продолжают увеличиваться. В результате обстрелов и лесных пожаров в атмосферу дополнительно попали 180 млн тонн диоксида углерода. В результате уже уничтожено 3 млн гектаров лесов. Загрязнению химическими соединениями и тяжелыми металлами в результате боевых действий подверглись сотни тысяч квадратных километров почв и водоемов. Самый масштабный экотеракт оккупантов — подрыв Каховской ГЭС — привел к экологической катастрофе. Десятки населенных пунктов оказались без нормального доступа к питьевой воде, пришло в упадок сельское хозяйство многих громад.
Военные действия напрямую влияют и на снижение климатической устойчивости регионов. Разрушенная инфраструктура на юге и востоке страны делает невозможным адаптацию к изменениям климата. Например, разрушенные и поврежденные ирригационные системы на юге угрожают усилением засух, которые делают земли целых регионов непригодными для сельского хозяйства.
Еще одна большая проблема — миграция населения. Из-за войны люди вынуждены массово переселяться, а некоторые регионы вовсе опустели. Количество только официально зарегистрированных ВПЛ достигает более 4,6 млн человек. Реальное количество может быть значительно больше. Это меняет демографическую карту страны и создает дополнительное давление на другие области, которые также страдают от климатических вызовов.
Не будем забывать и об основе всех возможных изменений - деньгах. Война требует значительных ресурсов, что уменьшает возможности государства финансировать экологические и климатические программы. Однако откладывание этих вопросов на «лучшие времена» может сделать адаптацию значительно дороже в будущем.
Как война меняет подход к климатической политике?
Война не только не отменяет, а наоборот, углубляет климатический кризис. Но в то же время совокупность новых проблем и вызовов может стать толчком к обновлению подходов. Украина должна учитывать эти реалии при формировании государственной политики во многих, практически всех своих сферах.
Климатические и военные вызовы пересекаются. Например, уязвимые к засухам регионы юга становятся еще более уязвимыми из-за разрушения инфраструктуры во время войны. Поэтому важно сочетать стратегии адаптации к климату с восстановлением. То же касается и инфраструктурных, промышленных объектов и тому подобное. У нас есть шансы восстановить и перестроить экономику по принципам устойчивого развития.
Что должно сделать государство?
Несмотря на войну, государство не может игнорировать климатические проблемы. Согласно Зеленому плану восстановления Украины, каждый объект, восстанавливаемый после войны, должен строиться с учетом климатических рисков. Энергетика, транспортная инфраструктура, водоснабжение - все это должно быть адаптировано к нынешним и прогнозируемым будущим изменениям климата. «Отстроить лучше, чем было« (“Build back better") — по такой формуле, с согласия правительства Украины и мирового сообщества, должно проходить наше восстановление. При этом такое восстановление должно происходить с учетом возможностей украинской экономики и сопровождаться стимулами для украинских производителей.
Война продемонстрировала и важность энергетической независимости и децентрализации. Инвестиции в ветровую и солнечную энергетику, биогаз могут помочь Украине не только сократить выбросы CO2, но и обеспечить устойчивость к внешним угрозам. Переход промышленности к зеленым технологиям является необходимым условием для успешной конкуренции на европейском рынке.
Не следует забывать и о водных ресурсах. Разрушение Каховской ГЭС показало, насколько Украина зависит от водных экосистем. Восстановление ирригационных систем, очистка водных объектов и сохранение водных ресурсов должно стать приоритетом.
Послевоенное восстановление и массовое внедрение зеленых технологий будут стоить Украине сотни миллиардов долларов, которых у нас нет. Государство должно системно работать над доступом к как можно большему количеству программ доноров, а также расширять уже существующие; привлекать инвестиции, создавая льготные условия и обеспечивая защищенность капитала для всех, кто готов вкладываться в Украину.
Внедрение климатического законодательства
Украина активно развивает законодательную базу для борьбы с изменением климата и адаптации к его последствиям. Важнейшим шагом в этом направлении стало принятие Закона Украины № 3991-IX от 8 октября 2024 года «Об основных принципах государственной климатической политики». Этот закон определяет правовые и организационные основы государственной климатической политики, направленной на обеспечение низкоуглеродного и устойчивого развития Украины, достижение климатической нейтральности, смягчение последствий изменения климата и адаптации к нему, а также выполнение международных обязательств Украины в этой сфере.
Кроме того, Украина ратифицировала ряд международных соглашений, влияющих на национальную климатическую политику, в частности Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, ратифицированную 29 октября 1996 года, Парижское соглашение, ратифицированное 14 июля 2016 года, которое определяет глобальные обязательства по уменьшению выбросов парниковых газов.
В контексте указанного выше климатического законодательства важную роль играют вопросы, связанные с внедрением механизма углеродной корректировки импорта (англ. Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) и концепции создания в Украине системы торговли выбросами парниковых газов (СТВ).
Уже сейчас звучат призывы украинских экспортеров, бизнес ассоциаций к Правительству по активизации переговоров с Европейской комиссией для получения для Украины специальных условий оплаты стоимости соответствующих квот (напр. отсрочка на период войны и восстановления).
Что касается СТВ, то от выбора параметров и конфигурации украинской системы будут зависеть как темпы сокращения выбросов парниковых газов, так и нагрузка на украинскую экономику (производителей товаров). Следовательно, построение правильной концепции является ключевым фактором успеха этого процесса и должно происходить в тесном взаимодействии власти и частного сектора. Именно такое взаимодействие способно найти действительно сбалансированное решение. При этом, конечно следует оценивать и сопоставлять экономические параметры ЕС и Украины при разработке параметров украинской СТВ, таких как уровень ВВП, сокращение выбросов по сравнению с историческими данными с 1990 года и тому подобное. Не следует также забывать о важности доступа Украины к рынку финансовых услуг и программ Европейского Союза, что может стать импульсом к построению низкоуглеродной экономики.
Также был принят Закон Украины от 12 декабря 2019 года «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов», который устанавливает механизмы контроля и отчетности по выбросам. А правительство Украины одобрило в 2016 году Концепцию реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2030 года, которая определяет основные направления и меры для достижения климатических целей.
Украина взяла на себя ряд климатических обязательств в рамках программы Ukraine Facility, которая предусматривает финансовую помощь Украине от Европейского Союза на сумму около 50 миллиардов евро. Эти обязательства направлены на достижение климатической нейтральности и интеграцию экологических стандартов ЕС в национальную политику. Главное обязательство, которое в рамках программы взяла на себя Украина — это достижение климатической нейтральности к 2050 году.
Эти и другие законодательные инициативы свидетельствуют о стремлении Украины интегрироваться в европейское и мировое сообщество в борьбе с изменением климата и обеспечить устойчивое развитие страны. Конечно, на их реализацию сильно влияет и будет влиять полномасштабная война, а также возможность привлечения донорской помощи.
Как война меняет роль громад?
Местные громады являются форпостом адаптации к изменениям климата даже в условиях войны. Так, послевоенные проекты восстановления локальной инфраструктуры должны учитывать климатические риски. Например, строительство новых мостов и дорог в западных регионах должны учитывать растущую вероятность паводков.
Именно на уровне громад можно эффективно мобилизовать усилия гражданского общества. Война продемонстрировала силу волонтерского движения в Украине. Этот потенциал можно использовать для экологических инициатив: высадки деревьев, очистки рек или создания зеленых зон в городах. Местные громады могут стать центрами осведомленности о климатических проблемах, привлекая граждан к изменениям.
Важно и создавать благоприятные условия для перехода на транспорт с низким уровнем выбросов углерода. Прежде всего это означает электрификацию пассажирского транспорта и развитие именно таких маршрутов.
Наши города уже должны использовать лучший мировой опыт зеленой урбанистики. Повышать энергоэффективность зданий, ведь именно на жилой сектор приходится 28% конечного потребления энергии в Украине. Также для адаптации к жизни в повышенных температурах нашим городам критически не хватает растений. Высадка деревьев на улицах и дворах, озеленение крыш, стен и фасадов зданий, создание парков (в частности дождевых), садов, газонов из разнотравья, водопроницаемых поверхностей и другие зеленые решения позволят удерживать влагу, создавать тень и прохладу для горожан, снизят образование пыли.
Что может сделать каждый из нас?
Климатические изменения и война кажутся глобальными вызовами, на которые мы не можем повлиять. Но каждый из нас в состоянии действовать. В повседневной жизни можно сокращать потребление энергии и воды, ведь ресурсы во время войны особенно ценны. Учиться экономному использованию природных ресурсов. Участвовать в локальных инициативах по восстановлению природы: высадке деревьев, очистке водоемов, созданию зеленых зон. Требовать экологически ориентированных решений от местных и национальных лидеров, ведь послевоенное восстановление должно быть «зеленым».
Будущее: действовать несмотря на вызовы
Война с Россией создает колоссальные вызовы, но одновременно она может стать толчком к изменениям. Глобальное потепление — это еще один фронт, на котором мы должны бороться. Украина может превратить вызовы климатических изменений в возможности для устойчивого развития, инвестируя в зеленые технологии, экологическое восстановление и инфраструктуру.
Время действовать — сейчас. Каждый день промедления стоит будущего. Украине нужен не только план, который позволит победить в войне за независимость, но и не менее важный и глобальный в долгосрочной перспективе — что даст нам выиграть в битве за выживание в условиях нового климатического порядка. Будущее в наших руках, и именно сегодня мы решаем, какой будет наша страна завтра.