Интерфакс-Украина
11:51 16.08.2021

Автор: ВЛАДИСЛАВ БЛИДЧЕНКО

О ставках кредитов замолвим слово

4 мин читать
О ставках кредитов замолвим слово

Владислав Блидченко, Генеральный директор Ассоциации финансовых институций

 

В Украине по состоянию на 1 июля этого года действует около 1000 финансовых компаний. Из них около 100 активно выдают микрокредиты.

В основном микрозаймы оформляют на короткий срок: до 15-30 дней. Суммы кредитов также невелики: в среднем до 6 тыс. гривень. Проценты начисляются ежедневно и могут представлять 1-2,5% в день.

Часто финансовые компании проводят акции, где на льготный период (чаще всего до 10 дней) ставка начисляется по минимальному размеру - 0,01% в день.

Годовая процентная ставка для продуктов финкомпаний не так важна - обычно такие займы выплачиваются за 1-2 недели, поэтому кредитная нагрузка в годовом соотношении не так ощутима заемщику.

Однако в кредитном договоре финансовая компания обязана указывать годовую процентную ставку. Так, например, если оформляется онлайн кредит с процентной ставкой 2% в день, то именно годовая процентная ставка составит 730% годовых.

Дорого ли это?

На первый взгляд может показаться, что да. Но на самом деле, все довольно условно и зависит от стороны принятия решения. Действительно, со стороны потребителя существует потребность в получении дешевых кредитов, поэтому существующая ставка выглядит слишком высокой. В то же время, со стороны финансовой компании - размеры ставок обоснованные и взвешенные.

Кредитная ставка - это стоимость денег. Для финансовых компаний деньги являются таким же товаром, как для фермеров - зерно или продукты животноводства, а для автопроизводителей - автомобили. Единственная разница в том, что за свой товар финансовые компании получают плату вместе с самим товаром и таким же товаром.

Стоимость кредитов зависит от многих факторов, которые часто даже сложно связать с финансами. В то же время, ключевыми в определении процентных ставок небанковских финансовых компаний остаются уровень риска в экономике и риск доверять деньги заемщику.

Кредит для финансового учреждения - это соотношение двух составляющих деятельности: желания заработать и риска потерять предоставленные взаймы деньги (или инвестиции). Кредитная ставка - это своеобразный маркер или точка равновесия финансовой услуги, ведь чем выше риск, тем больше процентная ставка. Однако, чем выше процентная ставка - тем менее привлекательным для заемщика будет кредит и тем меньше будут шансы, что его кто-нибудь сможет себе позволить.

При этом, риски могут быть как внешними, то есть рисками предоставления услуг именно в Украине в целом, так и внутренними (риски, связанные с конкретным заемщиком). Именно благодаря рискам, которые существуют в Украине, нам так дорого обходятся финансовые кредиты.

Но так хочется порулить.

В Украине, на протяжении всей истории независимости, периодически поднимаются вопросы жесткого государственного регулирования максимальных размеров процентных ставок по кредитным операциям, в том числе микрозаймов.

Так, например, проект закона о защите прав заемщиков в рамках договоров микрокредитования и микрозаймы от 02.03.2021р. №5184, который находится сейчас на рассмотрении в ВРУ, предусматривает, что эффективная процентная ставка по микрозайму не может превышать тройной размер учетной ставки НБУ.

И вопрос здесь даже не в размере процентной ставки или другого ограничения, а вообще в целесообразности и обоснованности на государственном уровне осуществлять регулирование стоимости товаров и услуг.

Вспомним опыт.

В данном случае уместно рассмотреть ситуацию вокруг законопроекту №4364, которым депутаты, в частности, хотели установить предельный размер межбанковской комиссии на платежном рынке. Разработчики законопроекта утверждали, что такие изменения будут способствовать гармонизации украинского законодательства с Европейским и приведет к уменьшению цен на товары и услуги.

В то же время, исключительно благодаря однозначной позиции НБУ по этому вопросу, которая заслуживает одобрения и всестороннюю поддержку, удалось избежать лишнего регуляторной нагрузки на рынок.

Согласно официальному заявлению Национального банка относительно законопроекта №4364 "это может навредить потребителям и заставит банки сворачивать программы лояльности". В НБУ уверены, что размер ставки интерчейнджа (межбанковской комиссии) должна регулироваться исключительно рыночными методами, "ведь это дает возможность финансовой индустрии обеспечивать дальнейший рост безналичных платежей, сокращение доли теневой экономики и рост поступлений в государственный бюджет в результате цифровизации платежей".

Отдельно Нацбанк обратил внимание на негативные последствия регулирования интерчейнджа в ЕС в 2015 году, что привело к росту стоимости обслуживания банковских счетов, исключительно платного обслуживания карт, меньшего их количества.

Также, по сообщению НБУ, увеличилась стоимость овердрафтов и получения кредитных средств, выросла стоимость тpaнсграничных операций (за пределами страны банка-эмитента) и сократились программы лояльности (кэшбек и т.д.). Неутешительные результаты были получены и в других странах, которые попытались ограничивать ставку нерыночными способами, в частности, в США и Австралии.

В НБУ отметили, что регулирование ставки в Украине может привести к остановке развития и, вероятно, свертыванию pos-терминальной сети, увеличению стоимости обслуживания банковских счетов и карт для граждан и свертыванию программ лояльности (кэшбек, кредитные лимиты, льготный кредитный период на карте).

Делаем вывод.

Аналогичная ситуация может сложиться и на рынке потребительского кредитования в случае законодательного ограничения процентных ставок по кредитам.

И от этого будут страдать как предоставители финансовых услуг, так и обычные потребители, которым будут ограничены возможности получать дополнительные небольшие по размеру, но быстрые источники денежных средств. Кому на оплату коммунальных, кому на срочное лечение и тому подобное.

Поэтому, в данной ситуации остается только поддержать Национальный банк Украины в отстаивании рыночных основ функционирования рынка финансовых услуг с одновременным четким, понятным и прогнозируемым государственным регулированием.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА