10:10 18.08.2022

Автор: ЭДУАРД МКРТЧАН

Риски рестарта. Восстанавливая Харьков и Краматорск, не нужно проектировать там "Париж" или "Манхэттен"

4 мин читать
Риски рестарта. Восстанавливая Харьков и Краматорск, не нужно проектировать там "Париж" или "Манхэттен"

Эдуард Мкртчан, боец спецподразделения МВД, инвестиционный эксперт

 

Война заставляет думать быстрее, ломает старые представления и создает новую реальность. Убедился в этом лично, анализируя инвестиционный кейс моей команды до начала агрессии РФ и глядя на него сегодня. Мы тщательно его готовили.  Для этого изучили десятки успешных инновационных проектов. Таких как – лондонский финансовый центр Кенери-Уорф на месте заброшенного порта Docklands. Или – "West HUB" в Атыртау, где на базе трех обычных заведений создали ядро ​​глобального проекта "Казахстан – международный образовательный хаб".

Планировали проект как точку роста Донетчины. Это – принципиально, поскольку область имеет колоссальный неиспользованный потенциал. В конце концов определились с инвестициями в городской микрорайон, уникальный для Краматорска и в целом – региона. Команда киевских архитекторов проектировала его по европейским стандартам зонирования. Речь идет о требованиях безопасности и инфраструктуры, озеленения, пространства без машин, доступности для всех горожан…

Ничего подобного в регионе не строили. В обществе не было соответствующего запроса. А мы стремились его сформировать. Создав магнит для новых ценностей развития агломерации. Чтобы усилить социальный вес проекта, отработали с городскими властями и международными партнерами механизмы льготного предоставления квартир специалистам, которых нужно привлечь из других регионов.

Самым сложным для архитекторов оказалось "вписать" инновационный концепт в рамки постсоветской урбанистики и бюрократии. Речь идет об устоявшихся догмах, нормативке и коррупции... Команда справилась и началось строительство. Мы просчитывали риски войны. Но желание создать символ перемен было выше. Всё, к сожалению, остановила война.

…Сегодня я – боец ​​спецподразделения МВД. Часто нахожусь на территориях, уничтоженных врагом. Примеряю краматорский кейс к реалиям Харькова, Бахмута или Славянска. И понимаю, что после победы общество станет восприимчивей к инновациям. В том числе в градостроительстве. Война стирает консервативные шлейфы постсоветской урбанистики.

Попытки реставрировать советское наследие – крупнейшая из возможных градостроительных ошибок, которую нужно избежать. Мы должны сохранить дух наших героических городов: их исторические центры и знаковые здания. В том числе, ставшие местом силы во время войны. Среди них – мариупольская "Азовсталь" или северодонецкий "Азот". Но стратегически следует ориентироваться на европейские стандарты и требования градостроительства.

Уверен, в обществе усиливается запрос на инновационное восстановление территорий. Прямо со старта, когда начнут отлаживать системы жизнедеятельности освобожденных громад. Поэтому даже временные административные и жилые постройки должны быть энергоэффективными, качественными и с продуманной логистикой.

При восстановлении крупных агломераций – Мариуполя, Харькова, Северодонецка инновационный маркер станет доминантой. Речь идет о зонировании, энергоэффективности жилого сектора и муниципальных зданий, экологичности и оптимальной сети общественного транспорта. К примеру, в городах следует определить приоритет электробусов, а на некоторых внутренних и международных направлениях – скоростной железной дороги.

Так защитим экологию и сэкономим на чрезмерной инфраструктуре, например, восстановлении и содержании некоторых аэропортов. Это оправдано. Ведь в мире железную дорогу рассматривают как альтернативу авиации. Известно, что в июне в Лионе участники Общества европейских железных дорог обсуждали концепт новой скоростной сети, соединяющей европейские города. Чтобы у Украины был шанс на совместные транспортные коммуникации с ЕС, нужно уже сейчас планировать переход на евроколею.

 Важно избежать распространенной градостроительной ошибки – так называемой "copy paste architecture". Это явление происходит из Китая, где в 2000-х массово копировали мировые архитектурные стили. Так в Сунцзяне построили британский район "Thames Town" с муляжами телефонных будок, в Ханчжоу – бутафорскую Венецию и "Маленький Париж" с репликой Эйфелевой башни. Но они не стали ни туристическими Мекками, ни просто успешными проектами. Максимум – локациями свадебных фотографов. За 10 лет в "Маленьком Париже", рассчитанном на 100 тысяч человек, поселились менее 30 тысяч. Олицетворением "copy paste architecture" считают Тяньцзинь, где вместо копии Манхэттена с 60 небоскребами создали город-призрак. В конце концов, в 2020 году в КНР официально запретили "copy paste architecture".

Допускаю, что после победы украинские девелоперы будут прибегать к калькированию европейских или американских стилей и созданию реплик известных районов. Или – под видом "европейской застройки" будут продвигать типовые проекты, обрамленные мировыми архитектурными символами. Этого не стоит делать даже в знак благодарности международным партнерам, или, если инвесторами восстановления будут граждане или правительства определенных стран.

Для нас принципиальны ценности европейского градостроительства, а не форма или стиль. Именно они приближают Украину к реальной евроинтеграции, а впоследствии – к членству в ЕС. Важно оставаться субъектом в восстановлении собственной страны. Поэтому все процессы должны осуществляться в интересах Украины, а не доноров.

Краеугольный технологический камень восстановления – стандарты и ценности европейской урбанистики, системное внедрение энергоэффективности и SMART-технологий. Война – страшное испытание. Но Украина способна победить и выйти на старт технологического скачка.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Имперские "дрожжи", или как Украине избавиться от духа "чиновничества"

ЕВГЕНИЯ ЛОКТИОНОВА

Практически все торговые центры Украины хорошо подготовлены к зиме

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА